The Art Newspaper Russia
Поиск

«Ночь Кандинского» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

В честь празднования 150-летия художника Государственная Третьяковская галерея в рамках «Ночи в музее» создала уникальный проект, неотделимый от выставки «Василий Кандинский. Контрапункт: „Композиция VI“ — „Композиция VII“» — медиаспектакль «Двоица», режиссер которого Юрий Квятковский рассказал о том, как сегодня переосмысляется авангардное искусство.

Помимо медиапроекта, в Третьяковской галерее 21 мая пройдет авторская музыкальная программа SATIEsfaction, будут открыты семейные творческие мастерские «Художественные практики Кандинского», а также все пришедшие в музей смогут бесплатно посетить экспозиции и выставки на Крымском Валу.

Генеральным продюсером вечера выступила Laboratory ABC — команда специалистов в области арта, медиа и бизнеса. В их портфолио — сотрудничество с Парком Горького, МАРХИ, Музеем Москвы и другими городскими пространствами. Для юбилейной выставки Василия Кандинского Laboratory ABC также подготовила мультимедиапроект «Путь к абстракции».


Юрий, как бы вы назвали жанр проекта, который создали для Третьяковской галереи? Это перформанс, хореографический спектакль? Что в нем от театра?

Наш проект можно назвать медиабалетом. Мы не придумали нового направления, просто открыли для себя новые инструменты, с помощью которых соединили классические балетные партитуры и искусство. Хореограф Ирина Галушкина имеет за спиной классическую балетную школу, а в проекте участвуют профессиональные танцоры.

Это наводит на мысль о балетах Каролин Карлсон. Например, ее «Знаки» — спектакль называли ожившей живописью, а музыка создавалась именно на хореографический сюжет. Вы обращались к западным коллегам?

Мы анализировали много разных синтетических проектов на границе балета и медиаарта. В данном случае партитуры сочинялись под заранее придуманный видеосценарий Яна Калберзина, с которым мы обсуждали разные возможности того, как мультимедиа может взаимодействовать с живым артистом. Наша сцена построена таким образом, что экранная поверхность будет отражает поверхность, на которой танцуют. Вся хореография ориентирована в плоскости пола: артисты не встают на ноги, они все делают лежа. Сверху их будет снимать камера, а потом транслировать это на экран с разными проекциями и орнаментами, которые сочинил Ян Калберзин.

Почему у балета такое название?

Так или иначе выставка посвящена двум работам Василия Кандинского, которые стоят друг напротив друга. Дуализм этой задумки перекочевал в балет. У нас тоже два танцпола, а рядом с ними стоят два экрана. Получается взаимодействие двух партитур. Сюда подходит игра слов: то ли «двоица», то ли все «двоится».

Кстати, о Кандинском: какие-то его философские идеи принимались во внимание?

То, что предложил в свое время Кандинский, сейчас, конечно, воспринимается немного по-другому. Даже от словосочетания «цвет звука» у современного человека идет уже другой ассоциативный ряд. И то, что имел в виду Василий Кандинский в своих сценариях, было новаторством, но новаторством, которое имело место уже давно. А сейчас мы пытаемся открыть, что же это значит для нас.

С помощью видеоарта вы в какой-то степени делаете живопись художника понятнее для зрителя?

Это не попытка объяснить художника, это акт того, как мы подхватываем импульс от живописи и пытаемся рождать свои художественные высказывания, то есть картина для нас — двигатель, отправная точка, повод для того, чтобы высказаться. Абстрактное искусство тем и прекрасно, что каждый должен и имеет возможность почувствовать и понять свое. Если картину Кандинского разобрать, подписать цифрой или словом каждый мелкий элемент, от этого не будет пользы. Такую живопись нарративно объяснять не имеет смысла. Она играет с твоими чувствами в целом. Их ты можешь превратить в свое художественное высказывание.

Синтез нескольких видов искусства для медиапостановки — ваша идея или ее предложила куратор Татьяна Гетман?

Мы «родили» это вместе. Она изначально чувствовала, что это должна быть хореографическая партитура, а мы, подумав, решили соединить танец с медиаартом, чтобы на стыке этих жанров поискать новые смыслы и формы.

Как вы думаете, почему при этом обратились к вам и Мастерской Брусникина?

В последние годы мы с ним тесно работали над многими проектами. Изначально этот проект предложили Мастерской Брусникина, потому что знают, что они имеют дело с нетрадиционным пространством. Но Мастерская Брусникина — это еще и большая институция, в которой задействовано много художников и режиссеров.

Ваше предшествующее увлечение авангардом (спектакль «Второе видение») при этом играло значение?

Мне кажется, что увлечение авангардом для русского активно мыслящего человека — это перманентная ситуация, потому что к авангарду просто нельзя охладеть. По сути, этот период стоит во главе всего культурного фонда России.

Вы считаете, что авангард — наша главная культурная ценность?

Конечно! Это очевидно. Именно в этот период все случилось.

А что именно вы видите на этих двух картинах Кандинского — в композициях VI и VII?

Мы подробно исследовали их для проекта, начали соотносить содержание с формой. В них много библейского смысла, библейских сюжетов. Все классические библейские мифы про Всемирный потоп, про сотворение мира — в этих композициях отражено это. Я вижу очень адекватную попытку высказаться на тему сотворения мира.

Могли бы вы взять за основу еще какого-либо художника, чтобы так же поработать в пространстве с актерами и танцорами?

Их можно перечислять бесконечно. В первую очередь Малевич. Маяковский, его серия плакатов «Окна РОСТА». Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Машков. А еще Шагал.

Просмотры: 6741
Популярные материалы
1
Страсти по Шекспиру разгорелись в Канаде
Сейчас собирается все больше фактов в пользу того, что на «Портрете Сандерс» изображен именно Шекспир.
17 ноября 2020
2
Арестованы трое подозреваемых в «краже века» из музея в Дрездене
Более 1600 полицейских приняли участие в операции в Берлине, чтобы раскрыть крупную кражу из дрезденских «Зеленых сводов», случившуюся год назад.
17 ноября 2020
3
Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн
«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс.
20 ноября 2020
4
Выставка Василия Клюкина «Теория обратного взрыва» проходит в Барвихе
Банкир и девелопер, ставший успешным скульптором с международными проектами — Василий Клюкин потратил на это превращение десять лет. Сегодня его представляет одна из крупнейших британских галерей, а произведения покупают коллекционеры со всего мира.
19 ноября 2020
5
Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы
В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства.
18 ноября 2020
6
Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе
Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу.
19 ноября 2020
7
В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend
Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские.
20 ноября 2020
8
Египетские археологи сделали крупнейшее открытие 2020 года
На территории древнего некрополя Саккары под Каиром нашли более 100 саркофагов.
19 ноября 2020
9
Их выставлял Овчаренко
Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле.
18 ноября 2020
10
В Хьюстоне завершен музейный проект стоимостью свыше $450 млн
Хьюстонский музей изящных искусств (MFAH) открывает 21 ноября новое здание Киндер-билдинг.
20 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru