18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Не злые и не старушки

№43
Материал из газеты

Профессия музейного смотрителя заметно меняется в ситуации экономического спада и бюрократической активности

На одном из сайтов по трудоустройству можно найти объявление с такими требованиями к кандидату: «Среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства, историческое, педагогическое), знание компьютера, свободное владение иностранными языками, с опытом работы в должности от 1 года». Это Музей ГУЛАГа ищет смотрителя. Других предложений занять место на стуле в музейном углу нет. Вакансий много меньше, чем желающих, в Третьяковку конкурс — шесть человек на место. И это при зарплате 16–19 тыс. руб., которую предлагают московские музеи.

Так что музейный смотритель имеет вполне завидное место в искусстве. Впрочем, и там не скрыться от холодного ветра экономических перемен и решений столичных чиновников. Скромная должность так же отражает цены на нефть, как и нескромная. «Кризис для нас — хорошее время. Пару лет назад было тяжко, мы никак не могли набрать людей, а сейчас приходят относительно молодые, не только пенсионного возраста. Мы выбираем дам с высшим образованием, хорошей речью и манерами, приятной внешности. Они ответственны и любят искусство», — главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова говорит о пожилых смотрительницах с гордостью и считает их национальной особенностью наших музеев. Она помнит на этой должности только двух мужчин, остальные — женщины. Терпеливые, выносливые, владеющие собой в конфликтных ситуациях. На суперпопулярной выставке Валентина Серова, где главный хранитель провела много времени, смотрительницы работали самоотверженно, не роптали на увеличение рабочих часов и наплыв посетителей. Старушка, дремлющая на стуле, считает Городкова, образ из прошлой жизни. Можно добавить: злобная старушка.

Перемены к лучшему заметны и в Пушкинском, где смотрительницы всегда отличались повышенной бдительностью. Первые действия Марины Лошак в должности директора ГМИИ им. А.С.Пушкина были направлены на радикальное облагораживание манеры общения музейных служителей со зрителями. Поэтому, когда смотрительницы на выставке Вима Дельвуа (она называлась Мимикрия, и работы художника спрятали в залах) начинали показывать, с какой стороны лучше рассмотреть диковинную современную скульптуру, посетители впадали в когнитивный диссонанс.

Ольга Басовская, ответственная в ГМИИ за смотрительниц, рассказала, что сейчас музей берет на эту должность только женщин с высшим гуманитарным образованием, приятной внешности и не старше 60 лет. Работают они, как и в других музеях, через день по 12 часов. Дважды в смену смотрительниц перемещают по залам: утром — слепки, вечером — живопись, и наоборот.

Благородная дама, оглядывавшая вверенный ей на время вернисажа Белый зал так же зорко и незаметно, как Анна Павловна Шерер гостей, собравшихся в ее салоне на первых страницах Войны и мира, не уверена, что новая система во всем хороша. Дежуря в одном месте, привыкаешь и к экспонатам, и к научным сотрудникам, которые с ними работают, — но полезно знать весь музей.

Смотрительницы традиционно не обделены вниманием: о них пишут популярные издания, их снимают для больших проектов знаменитые фотографы, известен современный роман с главной героиней — смотрительницей музея.

В одном из залов московского Мультимедиа Арт Музея среди пожилых дам легко заметить совершенно счастливую смотрительницу. Она молода, красива, весела и имеет высшее экономическое образование. Когда кризис лишил ее работы в скучном банке, она нашла свое место. В МАММ ей так хорошо, что новую работу искать пока не хочется. Но, возможно, придется.

Московский Департамент культуры намерен вывести смотрителей за штат музеев, передав их в ведение частных агентств и частично заменив видеокамерами. Директора музеев сопротивляются, не желая терять контроль над теми, кто не только вежливо присматривает за посетителями, но и обеспечивает сохранность музейных ценностей. Экс-директор Государственного музея-заповедника «Царицыно» Наталья Самойленко, выступавшая против такого нововведения, говорит, что, хотя у смотрителей зарплата небольшая, на их содержание тратятся «космические деньги».

В большинстве европейских стран в залах работают люди разного возраста, но пожилых мало. Никакого эйджизма — просто пенсионеры обычно не работают, зато студенты и эмигранты нуждаются в рабочих местах. В немецких музеях, кстати, много русскоговорящих смотрителей, которые к бывшим соотечественникам обычно особенно внимательны. Проблем у смотрителей достаточно, и они регулярно за свои права борются. К примеру, прошлым летом было закрыто большинство залов Национальной галереи в Лондоне: бастовали смотрители, заявлявшие, что при такой нагрузке они не могут гарантировать сохранность экспонатов.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+