18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путешествуя по искусству

№43
Материал из газеты

На прошедшей в Гонконге ярмарке современного искусства Art Basel Hong Kong были объявлены претенденты на победу в проекте BMW Art Journey

С того момента как от крупнейшей мировой ярмарки искусства Art Basel в Швейцарии откололась ее восточная дочка, став главным арт-событием на Азиатском континенте, прошло уже три года. За это время в рамках гонконгской ярмарки было открыто много новых имен, заключены громкие сделки и стало совершенно ясно, что Восток здесь не просто встречается с Западом, но даже немного доминирует над ним. В этом году на Art Basel в Гонконге было представлено 239 галерей и рекордные 4 тыс. художников со всего света.

С самого начала, с 2013 года, один из крупнейших в мире автомобильных концернов, немецкий BMW Group, не только поддерживает Art Basel в Гонконге, но и принимает непосредственное участие в ее основной программе. На этот раз марка представила здесь победителей и номинантов проекта BMW Art Journey, показала арт-кар BMW, созданный легендарным художником Фрэнком Стеллой в 1976 году, а также традиционно выступила официальным перевозчиком ВИП-гостей ярмарки.

Арт-кар авторства Фрэнка Стеллы — второй из 17 автомобилей в уникальной коллекции BMW Art Car. Создавая свою «скульптуру на колесах» более 40 лет назад, американский мастер постживописной абстракции вдохновлялся инженерным искусством. Стелла объяснял, что его дизайн, напоминающий негабаритную миллиметровую бумагу, как световая проекция был перенесен на кузов автомобиля.

Гонконгский художник Самсон Янг на правах местного жителя представил на Art Basel Hong Kong свой интерактивный мультимедийный проект-прогулку Ты станешь старым, когда достигнешь острова, новую главу его работы По ком звонит колокол, победившей в первом сезоне проекта BMW Art Journey. Во время выставочного мини-тура художник познакомил гостей ярмарки с часто посещаемыми и c пока еще таинственными частями города, отправившись с ними в кварталы Ван-Чай и Адмиралтейство. Каждому участнику прогулки вручили портативный медиаплеер, чтобы слушать записи, сделанные Янгом во время путешествия по 11 странам пяти континентов, его новые произведения и перформансы.

BMW Art Journey — молодой проект BMW Group, который концерн запустил в прошлом году совместно с Art Basel, главная цель его — поддержка начинающих художников. Попробовать свои силы в программе могут авторы, выставляющие свои работы в секторах Discoveries и Positions на Art Basel в Гонконге и Майами-Бич. Экспертное жюри выбирает шорт-лист из трех претендентов, которым предлагается представить свои идеи для путешествий, наилучшим образом отражающие и развивающие их творчество.

Объявление нового шорт-листа BMW Art Journey как раз и стало главной новостью марки в рамках ярмарки. Международные эксперты выбрали из секции Discoveries трех участников нового сезона. В жюри вошли директор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке Ричард Армстронг, директор мюнхенской Городской галереи в доме Ленбаха Маттиас Мюлинг, директор азиатского арт-архива Клэр Хсю, президент индийской Биеннале современного искусства в Кочине — Музирисе Босе Кришнамахари и Полин Яо, куратор гонконгского Музея визуальной культуры M+. Чуть раньше на выставке в Майами-Бич жюри BMW Art Journey выбрало трех претендентов, чьи работы были представлены в секции Positions. Победителем стал кельнский дуэт видеохудожников Хеннинга Фера и Филиппа Рюра.

В шорт-лист нового сезона вошли иранская фотожурналистка Невша Таваколян, лондонская фотохудожница Эбигейл Рейнолдс и филиппинский художник и фотограф Элвин Зафра.

По признанию членов жюри, в этом году в секции Discoveries были представлены исключительно сильные работы и очень разноплановые художники.

Невша Таваколян получила мировое признание благодаря фоторепортажам из стран Западной Азии, опубликованным в Time, Der Spiegel, Le Monde и New York Times. Для выставки Art Basel в Гонконге она подготовила разноформатную фотоинсталляцию, рассказывающую о жителях Тегерана.

Эбигейл Рейнолдс, выставляющаяся в галереях Вены, Лондона, Лос-Анджелеса, Сиэтла и Эйндховена, создала скульптуру из своих снимков, впервые отпечатанных на стеклянной поверхности.

Художественный проект Элвина Зафра посвящен исследованию столичного региона Филиппин и немецкого Ганновера. В ближайшее время номинанты представят свои проекты идеального творческого путешествия на суд жюри. Имя победителя станет известно в начале лета. 


Цао Фэй: «Иногда важно оглянуться назад. Но важнее жить сегодня и смотреть в завтрашний день»

Участие в проекте BMW Art Car — ваш первый опыт сотрудничества с крупным международным люксовым брендом, связанным помимо автомобилей еще и со стилем жизни, и с искусством. Какие чувства вы испытывали, работая над проектом?

Раньше мне уже приходилось работать с известными брендами. Например, с 2005 по 2006 год — с Siemens, пусть это и не люкс в широком смысле слова.

Еще я сотрудничала с X-Mission и с Фондом Louis Vuitton. Prada предлагали совместный проект, но он остался нереализованным. В Токио я работала с галереей Shiseido. Мне также довелось стать финалистом премии Hugo Boss.

Но у каждой марки свои потребности. К примеру, у Siemens была программа Sie­mens Art. Дело касалось завода в Китае, и речь шла не о рекламе. То же самое с галереей Shiseido и Фондом Louis Vuitton: у них есть выставочное пространство, для которого можно творить все что угодно. При этом задача продвигать бренд не ставилась. И даже не было требования использовать их товары.

BMW не первый бренд, с которым я работаю, но первый, продукцию которого я использовала в своем творчестве. Кроме того, не стоит забывать, что, например, немецкий Siemens — это «жесткий» бренд. Я имею в виду, что он далек от мира моды, они не делают «легких» вещей. BMW — это тоже техника. Поэтому работа над проектом стала для меня в определенном смысле вызовом.

Этот вызов был вам интересен? Как в целом работалось с BMW?

Конечно. Всякий раз, сотрудничая с известными брендами, и даже не обязательно с брендами, решение сложных задач представляет интерес прежде всего для меня самой.

Я думаю не о рекламе. Потому что делать рекламу проще всего — достаточно нанять дизайнера или художника. Я считаю, что гораздо интереснее, когда исследуешь границы бренда и общества.

А что вдохновило вас на участие в проекте BMW Art Car?

Возможность заняться чем-то таким, чего я никогда еще не делала. У меня нет водительских прав, и вообще я плохо разбираюсь в автомобилях. Но именно эта отстраненность позволяет мне увидеть чуть больше. Мне стало интересно, что я могу сделать с автомобилем.

А что касается вещей, влияющих на меня, то это общество, его организация, его сложности. И я постоянно думаю о том, как мне, художнику, донести эти проблемы до остального мира.

Вам интересно, что станет с вашим автомобилем, кто на нем будет ездить, как он покажет себя в гонках? Или это результат творчества, которому вы даете право жить собственной жизнью?

Я об этом не думала. Конечно, я знаю, что автомобиль будет участвовать в гонках, но для меня важнее то, что он будет экспонироваться как произведение искусства на выставках и в музеях. Время, которое он проведет на гоночной трассе, будет относительно недолгим. Большую часть времени этот арт-кар будет находиться в тишине музеев, где люди просто созерцают.

Говоря о тишине музеев, вы лично предпочитаете ее или для творчества важнее звук?

Во многих моих работах присутствуют музыка и просто звуки. Причем мне нравятся разные музыкальные стили: электронная музыка, экспериментальный джаз, саксофон. Я знакома со многими художниками по звуку, художниками-экспериментаторами. Еще я очень люблю бразильские мотивы, экспериментальные звуки. Очень люблю и часто использую в творчестве. На мой взгляд, музыка невероятно важна.

Многие журналисты спрашивают: «Почему в ваших работах так много музыки? Какую роль она в них играет?» Чаще всего я отвечаю, что выросла на культуре MTV конца 1990-х. Когда я была подростком, в Китай как раз пришла западная культура, как сегодня Интернет. Поэтому, когда я вижу изображение, на ум приходит музыка. Музыка и изображение вместе несут много информации. Так что музыка — это основа основ и связующее звено, очень важный язык, используемый во всем мире.

А если говорить о финансовой стороне вопроса, рассматриваете ли вы проект как источник дохода или здесь деньги не столь важны?

Этот проект нельзя назвать сверхдоходным. Я скорее думала об искусстве, чем о деньгах. Реклама требует финансирования, и компании закладывают эти расходы в бюджеты. А для искусства существуют фонды, средства в которых ограниченны. Это нужно понимать и различать. Так что главное здесь все-таки интерес. Я никогда не отказываюсь от такого рода сотрудничества.

Вот, например, арт-объект французской марки Chloé два года назад. Это была лента. Делать можно было все что угодно, но только с ней. А я не художник в том смысле, как это обычно бывает: художник создает рисунок для изделия и потом от доходов с продажи получает свои авторские отчисления.

Идеальный способ сотрудничества с крупными брендами.

Да, это было бы не только интересно, но и очень выгодно. Но я делаю другое. Я не художник и не декоратор. Я поместила на ленту целый рассказ. Получился длинный ярлык. Было сшито всего 20 платьев с очень высоким разрезом, из которого этот ярлык высовывался.

Я написала этот рассказ много лет назад, он называется Женщина — об одной китаянке, ее любви, эмоциях и желаниях. Само платье придумывали другие люди, я просто выбрала один из фасонов юбки. Собственно, это история о том, что может подумать женщина в таком платье, когда ей скажут: «Ой, у тебя ярлычок торчит». А ведь это не ярлык, это сущность женщины, это арт-объект. Я люблю провокационные, нетривиальные идеи.

У вас есть любимый проект? Такой, думая о котором, вы улыбаетесь и чувствуете себя счастливой.

Чаще всего проекты заставляют меня плакать, а не улыбаться. Например, для Siemens я делала видеорекламу, но сама я ее редко пересматриваю. Только иногда с друзьями или с кураторами заказчиков. Но не для своего удовольствия. Я вообще люблю слушать, а не смотреть. И мне нужно время, чтобы почувствовать контакт.

Еще одна моя работа называется Amiro. В ней я использовала свой аватар. Я создаю такой аватар каждый раз, когда хочу преподнести себя в виртуальном мире. Это кино, и в нем я такой же персонаж. Это не я внешняя. Это тот, кто живет внутри меня. Мои эмоции, мои привязанности, нечто глубоко личное — вот что выражает мой аватар. Как правило, мои работы не связаны с историей, все они достаточно современные. Хотя, может быть, какие-то из них и рассказывают о прошлом. Не о древности, а о событиях последних 50 лет. О новом Китае. О Китае после революции 1949 года. Иногда важно оглянуться назад, но важнее жить сегодня и смотреть в завтрашний день. Я добавляю в свои работы контраст. Например, контраст поколений. Скажем, отец и сын: оба сидят дома, отец уставился в газету, а сын выбирает, что бы ему надеть. Это как мультфильм или манга. Я только привношу форму. Создаю контраст. Но не рассказываю всю историю до конца.

История о заводе — это история о современном Китае. Взгляд назад? Да, пожалуй.

Джон Балдессари тоже участвует в проекте BMW, и на этот раз будут созданы два автомобиля — два арт-кара. Он сказал, что идея арт-кара ему очень понравилась и что для него это не составит труда. Как вы относитесь к его уверенности в успехе без больших усилий?

Я считаю Балдессари живой легендой. Он отец концептуального искусства, и если он уверен, что работа над созданием уникального арт-кара будет для него легкой и особенно приятной, значит, так оно и есть.

Что касается меня, то мой способ работы несколько отличается от подхода Балдессари. Я делаю более абстрактные вещи. Вещи несколько эмоциональные, которые показывают другую сторону меня.

Мне интересна тема урбанизации Китая, она присутствует в большинстве моих работ. Но это не похоже на заокеанские китайские выставки. Последние десять лет их много проводится по всему миру, так называемый «Новый Китай» — группа китайских художников, 30–50 человек, создающие образ страны для остального мира.

Вы все время говорите об обществе, о вопросах и проблемах, волнующих его. А какие конкретные проблемы волнуют вас, на какие вопросы хотите найти ответы?

Наш мир полон интереснейших тем для размышления. К примеру, автомобиль BMW, который ездит с автопилотом, без водителя. Это ведь просто удивительно! Или заводы: людей там тоже все чаще заменяют роботы. На предприятии, где я работала над проектом, раньше было очень много сотрудников, а теперь их меньше или где-то уже совсем нет. Сокращение рабочих мест — это проблема для многих. Я считаю эту тему важной. Но, хоть искусственный интеллект и пугает многих, весь мир при этом хочет масштабной автоматизации. Я вижу в этом большой потенциал для BMW.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+