The Art Newspaper Russia
Поиск

«Театр-трактор»: архитектура в движении и фотографии

В выставочном пространстве негосударственного Фонда развития современной культуры и искусства «Дон», занимающегося поддержкой и популяризацией современных российских художников, открылась первая в родном городе персональная выставка молодого фотографа Сергея Сапожникова «The Drama Machine», поддержанная Газпромбанком Private Banking.

На этот раз успешный российский фотограф размышляет на тему архитектурного наследия, и в частности одного из главных памятников модернизма в Ростове-на-Дону — здания Драматического театра имени Максима Горького, известного в народе как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого вида с высоким «лбом» фасада и симметричными, вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими тракторные гусеницы.

Театр был построен в начале 1930-х годов по проекту знаменитого дуэта архитекторов, авторов здания Библиотеки имени В.И.Ленина в Москве Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха и представлял собой многофункциональный, как бы сейчас сказали, культурный центр, включавший большой и малый залы, выставочные галереи и обширные помещения для работников сцены. В своем первоначальном виде театр простоял недолго: во время Великой Отечественной войны он был взорван и впоследствии реконструирован, сильно потеряв в площади, но сохранив общий облик. В последние годы театр постигла новая беда — неграмотная реставрация, включающая замену остекления, невнимательную к оригинальной расстекловке, и ремонт интерьеров, не учитывающий особенностей здания.

По словам Сергея Сапожникова, он старался фотографировать театр так, чтобы «не было видно никаких элементов реконструкции». Впрочем, на съемке непосредственно театра Сапожников не останавливается: фотография у него не ограничивается запечатлением реальности — она междисциплинарна и включает элементы перформанса, театра, инсталляции. Фотограф заново конструирует пространство, сооружая в нем ломаные объекты, в данном случае вдохновленные образом трактора, приглашая зрителей к взаимодействию с ними и фиксируя этот процесс. Таким образом, он выстраивает драматургию процесса, по словам куратора выставки Ирене Кальдерони, «показывая, что архитектура существует во времени. Он помещает архитектуру в движение, сообщая ей динамику, и метафора театра здесь очень полезна, поскольку в проекте есть драма и очень важен его перформативный подход к фотографии».

Проект был осуществлен при поддержке Газпромбанка Private Banking, которому принадлежит часть показанных на выставке снимков Сергея Сапожникова. «Очень приятно, что здесь присутствуют работы из нашей коллекции, — рассказала TANR вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина. — С Сергеем Сапожниковым было особенно интересно делать выставку, потому что он человек необыкновенно честный в своем отношении к искусству и по-настоящему ему преданный. Я думаю, что через объектив своего фотоаппарата так же по-честному можно увидеть проблемы, которые не видны невооруженным глазом. Я надеюсь, что таким образом получится позволить нашему наследию развиваться и жить дальше».

К выставке выпущен каталог, который, по словам Марины Ситниной, более полно представляет творчество Сергея Сапожникова. Репродукции фотографий в книге сопровождают статьи, посвященные как непосредственно ростовскому театру (о нем рассказывают архитектор Артур Токарев и британский писатель и журналист Оуэн Хаттерли), так и работам фотографа, о котором написала Ирене Кальдерони.

Просмотры: 3212
Популярные материалы
1
Айдан Салахова: «Искусство нынешнего времени бесценно»
Художники, как и каждый из нас, оказались в неожиданных и пугающих условиях новой реальности. Мы спрашиваем, как они переживают настоящее и каким видят будущее. Первой ответила Айдан Салахова — прямо из больничного карантина.
23 марта 2020
2
Землетрясение в Загребе разрушило кафедральный собор и Музей искусств и ремесел
В результате стихийного бедствия разрушен один из двух шпилей Загребского кафедрального собора, а в Музее искусств и ремесел пострадали здание и экспонаты.
23 марта 2020
3
Фильмы об искусстве можно смотреть бесплатно на Nonfiction.film
Онлайн-кинотеатр Центра документального кино дарит бесплатную подписку на десять дней.
26 марта 2020
4
Открытие выставки «От Дюрера до Матисса» в ГМИИ пройдет в прямом эфире
Пушкинский музей и телеканал «Культура» приглашают на виртуальный вернисаж в 20:05 по московскому времени.
23 марта 2020
5
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
6
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
7
Тридцать три музея сделали виртуальную выставку Фриды Кало
На выставке Google Arts & Culture можно увидеть более 200 произведений.
24 марта 2020
8
Почему защищают «грелку»
Павильон на Патриарших прудах так дорог местным жителям, что они противятся его реконструкции.
26 марта 2020
9
Владимир Потанин выделил 1 млрд руб. на поддержку некоммерческого сектора
В условиях наступившего кризиса эти средства получат социально незащищенные граждане и музеи.
23 марта 2020
10
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru