The Art Newspaper Russia
Поиск

Сергей Базилев уточняет, что такое русский гиперреализм

Ретроспектива классика отечественного фотореализма в галерее Artstory

Сергей Базилев. Музыканты. 1996 / Галерея Artstory

Сергей Базилев. Музыканты. 1996 / Галерея Artstory

Надо быть отчаянно смелым, чтобы в 1971 году в СССР, стране победившего реализма, пусть и с обязательным уточнением «социалистический», изобразить Тару и сделать ее манифестом будущего русского гиперреализма. Это вам не в Штатах, десятилетиями воспитанных на Джексоне Поллоке, увековечить Закусочную с никелированными табуретками, как сделал американский гиперреалист Ральф Гоингс.

Тара считается первым ­отечественным произведением гиперреализма, а ее создатель Сергей Базилев, в теперь почти мифологемном 1971-м первокурсник Киевского художественного института, — соответственно, отцом-основателем. Это звание он подтвердил через несколько лет, создав группу «Шесть», куда кроме него вошли Сергей Гета, Алексей Тегин, Николай Филатов, Сергей Шерстюк. Все они изображены на картине Базилева Однажды на дороге. Кирилл Светляков, куратор прошлогодней выставки Гиперреализм в Государственной Третьяковской галерее и автор статьи к нынешней выставке, назвал изображение встречи шестерых юношей на дороге иконой группы. Она распалась еще в советские времена, Базилев к тому времени перебрался в Москву и за прошедшие уже три десятка лет собрал в свое портфолио сотню выставок, пополнив собрания десятка престижных музеев по всему свету.

Название проекта Уточнение взято из Иосифа Бродского и уточняет отличия русского гиперреализма от международного. По мнению Светлякова, «в интерпретации советских „гиперов“ картина реальности расслаивается, раскалывается и выглядит поврежденной множественными разрывами». Действительно, какой там фотореализм в портрете Андрея Тарковского, «разорванного» цитатой из рембрандтовского Возвращения блудного сына! Или в лице одноглазого мужчины, портрет которого инкрустирован в теннисную ракетку в картине Матч-болл. Разве что смачный поцелуй в работе Добрые дела напомнит о натуралистичных свадебных фотографиях. Кстати, портрет Тарковского в перестроечные годы получил золотую медаль ЦДХ.

Artstory показывает 100 картин Базилева, от Тары до самых новых из серии Легенды Центрального спортивного клуба армии (портреты Виктора Тихонова, Ирины Родниной, Елены Исинбаевой). И снова художник работает «на разрыв» между образами суперзвезд большого спорта, навязанными массмедиа, и кровью, потом и слезами, которые стоят за рекордами и медалями.

14.04 — 29.05
Просмотры: 3611
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru