18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины Джорджоне разгадывают, сравнивая с другими венецианцами

№42
Материал из газеты

Выставка в Лондоне сделала главный акцент на сопоставлении работ мастера и его современников

Джорджоне — художник-загадка. Достоверные факты о его недолгой жизни (1477/78–1510), возможно, оборванной чумой, и творчестве крайне скудны. Принято считать, что в ­1490-е годы он учился у Беллини, в мастерской которого познакомился с Тицианом. Еще сложнее обстоят дела с атрибуцией принадлежащих его кисти произведений: их то ли 10, то ли около 40. После смерти художника в его мастерской оставались незаконченные работы, которые, скорее всего, дописывались учениками. Зато никем не ставятся под сомнение заслуги Джорджоне в разработке новой живописной системы.

Он одним из первых стал писать небольшие работы маслом для частных заказчиков, в его картинах впервые для передачи настроения приобрел первостепенное значение пейзаж, как, например, в знаменитых Юдифи (1504, Государственный Эрмитаж), Грозе (1505–1508, Галереи Академии, Венеция) или Трех философах (1508, Музей истории искусств, Вена). Опираясь на колористическую и композиционную систему живописи Беллини, Джорджоне усилил звучание цвета (не без влияния нидерландской школы) и достиг абсолютной гармонии между фигурами и их окружением, в частности используя и сфумато Леонардо. Что же касается атрибуций, то без надежных документальных источников специалисты вынуждены опираться здесь на метод знаточества. Об этом 15 лет назад говорил Чарльз Хоуп, тогдашний директор Института Варбурга в Лондоне, предлагая использовать для атрибуции работ Джорджоне гегельянский принцип «сравнения и противопоставления» произведений, созданных в Венеции в первые десятилетия XVI века. С тех пор прошли лишь две монографические выставки мастера: в 2004-м в Музее истории искусств в Вене и в 2006-м в Национальной художественной галерее в Вашингтоне и в том же австрийском музее. Обе они представляли Джорджоне как связующую фигуру между Беллини и Тицианом.

Нынешняя же выставка в Королевской академии художеств предлагает сфокусироваться на искусстве первой половины XVI века в Венеции и сравнить работы Джорджоне с произведениями современников и последователей. Четыре работы мастера из Национальной галереи в Лондоне соседствуют в экспозиции с работами Джованни Беллини, раннего Тициана, Лоренцо Лотто, Себастьяно дель Пьомбо, Пальмы Веккьо, Париса Бордоне и даже Альбрехта Дюрера. Всего 50 произведений. Выставка организована Артуро Галансино, директором палаццо Строцци во Флоренции, и Симоне Факинетти, куратором Музея Адриано Бернареджо в Бергамо.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+