The Art Newspaper Russia
Поиск

Более рязанский, чем советский. Виктор Иванов показывает, что создал за 80 лет

Первая полная ретроспектива классика «сурового стиля»

На персональной выставке Виктора Иванова (р. 1924) можно увидеть его лучшие произведения, созданные за 80 лет. В экспозиции не только работы из коллекции ИРРИ, но и из ведущих музеев, Государственной Третьяковской галереи, Рязанского государственного областного художественного музея, а также из частных коллекций  и собрания самого художника.

«Я рязанский» — это самоощущение Виктора Иванова является одновременно и его художественной позицией. Родившись в Москве, он всю жизнь писал свой крестьянский цикл, вдохновленный Рязанщиной, откуда была родом его мать. Когда в хрущевскую оттепель возник «суровый стиль», многие выпускники Суриковского института отправились в самые отдаленные уголки родины в поисках «суровой правды жизни». Одни уезжали на Север и в Сибирь, увековечивали работяг с БАМа, других вдохновляли нефтяники. Виктор Иванов своих героев нашел в русской деревне.

Его персонажи — советские колхозники, но их социальную роль художник выносит за скобки. Он избегает писать официальные праздники или партийные собрания — в его картинах крестьяне живут как будто вне времени. Он пишет традиционный быт: сбор урожая, трапезы, рождение детей, похороны. Его герои аскетичны и строги, картины монументальны, в них очевидно влияние иконописи, которым увлекались многие художники «сурового стиля», как и раньше авангардисты (не зря Иванов учился в мастерской бубнововалетовца Александра Осмеркина).

Одна из центральных работ на выставке — Похороны (1977) из Третьяковской галереи — совсем не вписывается в каноны соцреализма, открывая идеологически не совсем верную картину советской действительности: деревенские похороны проходят в церкви. Конечно, никаким диссидентством в работах Иванова не пахнет, однако он умел писать то, что находится на грани дозволенного, понимая, чего писать уже точно нельзя — церковные атрибуты остались за пределами картины, в центре лишь скорбящие со свечами.

При этом Виктор Иванов — художник, по заслугам оцененный советской системой. Он был удостоен государственных премий СССР и прошел путь от заслуженного художника до академика. В своих последних работах он остается верен крестьянской теме и так же безразличен к временным рамкам. Его Косцы (1991) в белых рубахах могли быть написаны и в ­1970-е, да и убирающие стога крестьянки с иконописными лицами в Рязанских полях (2005) словно застыли в вечности. В единой выставочной концепции выделяются лишь зарисовки из поездок по зарубежным странам в конце 1950-х — начале 1960-х. Среди рисунков есть даже портрет молодого Фиделя Кастро, чеканный профиль которого напоминает образ кондотьера эпохи Возрождения.  

30.04 — 31.07
Институт русского реалисти- ческого искусства (ИРРИ)
Материалы по теме
Просмотры: 5433
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
7
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
8
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
9
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
10
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru