The Art Newspaper Russia
Поиск

Более рязанский, чем советский. Виктор Иванов показывает, что создал за 80 лет

Первая полная ретроспектива классика «сурового стиля»

На персональной выставке Виктора Иванова (р. 1924) можно увидеть его лучшие произведения, созданные за 80 лет. В экспозиции не только работы из коллекции ИРРИ, но и из ведущих музеев, Государственной Третьяковской галереи, Рязанского государственного областного художественного музея, а также из частных коллекций  и собрания самого художника.

«Я рязанский» — это самоощущение Виктора Иванова является одновременно и его художественной позицией. Родившись в Москве, он всю жизнь писал свой крестьянский цикл, вдохновленный Рязанщиной, откуда была родом его мать. Когда в хрущевскую оттепель возник «суровый стиль», многие выпускники Суриковского института отправились в самые отдаленные уголки родины в поисках «суровой правды жизни». Одни уезжали на Север и в Сибирь, увековечивали работяг с БАМа, других вдохновляли нефтяники. Виктор Иванов своих героев нашел в русской деревне.

Его персонажи — советские колхозники, но их социальную роль художник выносит за скобки. Он избегает писать официальные праздники или партийные собрания — в его картинах крестьяне живут как будто вне времени. Он пишет традиционный быт: сбор урожая, трапезы, рождение детей, похороны. Его герои аскетичны и строги, картины монументальны, в них очевидно влияние иконописи, которым увлекались многие художники «сурового стиля», как и раньше авангардисты (не зря Иванов учился в мастерской бубнововалетовца Александра Осмеркина).

Одна из центральных работ на выставке — Похороны (1977) из Третьяковской галереи — совсем не вписывается в каноны соцреализма, открывая идеологически не совсем верную картину советской действительности: деревенские похороны проходят в церкви. Конечно, никаким диссидентством в работах Иванова не пахнет, однако он умел писать то, что находится на грани дозволенного, понимая, чего писать уже точно нельзя — церковные атрибуты остались за пределами картины, в центре лишь скорбящие со свечами.

При этом Виктор Иванов — художник, по заслугам оцененный советской системой. Он был удостоен государственных премий СССР и прошел путь от заслуженного художника до академика. В своих последних работах он остается верен крестьянской теме и так же безразличен к временным рамкам. Его Косцы (1991) в белых рубахах могли быть написаны и в ­1970-е, да и убирающие стога крестьянки с иконописными лицами в Рязанских полях (2005) словно застыли в вечности. В единой выставочной концепции выделяются лишь зарисовки из поездок по зарубежным странам в конце 1950-х — начале 1960-х. Среди рисунков есть даже портрет молодого Фиделя Кастро, чеканный профиль которого напоминает образ кондотьера эпохи Возрождения.  

30.04 — 31.07
Институт русского реалисти- ческого искусства (ИРРИ)
Материалы по теме
Просмотры: 5179
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
4
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
7
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
8
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
9
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
10
Реставрация Лионского зала вышла на новый этап
В Лионском зале Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» отделка будет воссоздана по сохранившимся во Франции образцам. Работы намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru