18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей петербургского авангарда вспомнил и вернул из забвения одного из лучших учеников Филонова

110-летие Всеволода Сулимо-Самуйлло стало хорошим поводом для его первой персональной выставки в Музее истории Петербурга. В названии проекта — Товарищ оформитель — спрятана драма сталинского времени. Сулимо-Самуйлло был учеником двух главных Павлов ХХ века — Мансурова и Филонова, участником всех акций группы МАИ («Мастеров аналитического искусства»), в том числе знаменитой выставки в ленинградском Доме печати в 1927 году. Его картина Головы с той выставки сейчас находится в Греции, в собрании наследников Георгия Костаки. В 1930-е годы художник «спрятался» за созданием дизайна мебели и интерьеров для санаториев НКВД. В большой группе авторов работал над оформлением советских павильонов на Всемирных выставках в Нью-Йорке (1939) и Брюсселе (1957). А после войны занимался оформлением физкультурных парадов, промышленной графикой, преподавал сценографию в Театральном институте.

В Музее истории Петербурга находится архив Сулимо-Самуйлло, переданный туда семьей художника. В основном это дизайнерские эскизы, а также станковая графика. Всего около 200 работ с 1920‑х до 1960-х годов. Абсолютное большинство листов никогда не выставлялось.

Контраст между станковыми произведениями и дизайном Сулимо-Самуйлло оказался разительным. С одной стороны, замечательные «филоновские» вещи, такие как Матрос; Первый трактор; эскиз праздничного оформления трибуны; автопортрет. Особенно хороши Ленинградские дома с мансардами, вырастающими, как грибы, одна над другой. Необычен и блокадный рисунокСулимо-Самуйлло: люди бредут по льду на фоне огромного серого борта парохода, скованного зимними холодами.

Не уступают этим вещам и типажи начала 1950-х годов. Монументальная Дворничиха в тулупе с высоким воротником, украшенным гордой бляхой со счастливой цифрой «7», и связкой больших ключей в руке. Субтильная Нянька с грудным ребенком, уставшая от жизни и неблагодарной работы. А рядом старательные эскизы костюмов физкультурниц, где можно поиграть только боковым разрезом юбочки и перекличкой ритмов в построении гимнасток с обручами. В 1930 году еще можно было заниматься эскизом Ордена стрекозы — награды «За плохую работу». Или грамотой «За неумелую расстановку сил и неумелое руководство в борьбе за мобилизацию средств для кооперации». Оба проекта обыгрывали крыловские басни и были реализованы большими тиражами. Отдельный раздел выставки посвящен эскизам к I Ленинградскому карнавалу, который состоялся 29 июня 1937 года в ЦПКиО на Елагином острове. На самом деле первый карнавал прошел двумя годами ранее и был приурочен к очередному Съезду Советов, но тогда это был филиал столичного праздника. Циничная власть позволила провести карнавал без идеологии. Сулимо-Самуйлло тщательно рисует библейское Древо познания добра и зла; колесницу Цветочная корзинка; Китайскую деревню; киоск Отсюда выходят прекрасными. В эскизе рощи Курский соловей не забывает указать латинское название птицы — Erithacus Philomela.

Из послевоенной промграфики надо отметить оформление витрины магазина «Овощи-фрукты»: пионер разрубает мечом огромную желтую грушу, из которой, как из рога изобилия, поступают на прилавок разнообразные дары природы. Таких небанальных идей явно не хватает современным вывескам, одновременно пестрым и безликим.

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
Товарищ оформитель

Санкт-Петербург

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+