18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роберт Индиана приезжает в Россию со своей любовью

№42
Материал из газеты

Около 30 принципиальных произведений патриарха поп-арта в Русском музее

Было бы несправедливо назвать 87-летнего мэтра поп-арта художником одного произведения. Но недавний золотой юбилей рождественской открытки LOVE, созданной для Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и потом многократно повторенной в разных техниках изображения главного христианского слова, стал хорошим поводом для персональной выставки Роберта Индианы в России. Все 30 произведений, сделанных в 1959–2000 годах, в том числе алюминиевые LOVE и ART, предоставлены для выставки в Русском музее цюрихской Galerie Gmurzynska.

В одном из интервью Индиана заметил, что его больше всего волнует, как слово взаимодействует с цветом и формой, порождая образ. Собственно, об этом если не весь поп-арт, то значительная его часть, достаточно вспомнить уорхоловские супы и кетчупы.

Влиятельный нью-йорк­ский художественный критик Климент Гринберг назвал Индиану формальным попартистом, который борется со схематичностью поп-арта. Это сражение началось в середине 1950-х, когда начинающий художник Роберт Кларк поселился вместе с приятелем Элсуортом Келли (классиком минимализма) в мастерской на одном из причалов южного Манхэттена. Его старые вывески, кажется, помнили времена Германа Мелвилла.

Абстрактный экспрессионизм был в тренде, на глазах становясь историей искусства, и Кларк стремился уйти от академичности. Взял псевдоним по имени родного штата — Индиана — и в 1961 году написал картину The American Dream № 1. Эти слова были заключены в четыре круглые «рулетки». Вскоре картину приобрел МоМА, там же Индиана показал свою скульптуру Луна на эпохальной выставке Искусство ассамбляжа, в которой участвовали Марсель Дюшан, Пабло Пикассо, Курт Швиттерс и другие звезды ХХ века.

LOVE впервые появилась в стихах и только потом на картинах, шелкографиях и в металле. В 1973 году в США была выпущена восьмицентовая марка тиражом 333 млн экземпляров. «Мне заплатили $1 тыс., правительство расщедрилось», — иронизировал Индиана.

Вслед за словами пришли цифры, в каждую художник вкладывает сакральный смысл: 8 символизирует мать художника, родившуюся в августе; 6 — цифра его отца, родившегося в июне и работавшего в компании Philips 66; 2 и 4 означают любовь; 9 — близость смерти и Девятую симфонию Бетховена, как известно, последнюю для композитора; 0 — пустота, сама смерть.

Почти 40 лет назад художник покинул шумный Нью-Йорк и перебрался на крайний северо-восток страны, на тихий остров в штате Мэн. Теперь его окружают вывески только собственного производства: ресторан, тюрьма, парусная мастерская. Американская мечта для Роберта Индианы наконец стала реальностью.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+