The Art Newspaper Russia
Поиск

Роберт Индиана приезжает в Россию со своей любовью

Около 30 принципиальных произведений патриарха поп-арта в Русском музее

Скульптурная версия работы Love Роберта Индианы. 1970-е / GALERIE GMURZYNSKA

Скульптурная версия работы Love Роберта Индианы. 1970-е / GALERIE GMURZYNSKA

Было бы несправедливо назвать 87-летнего мэтра поп-арта художником одного произведения. Но недавний золотой юбилей рождественской открытки LOVE, созданной для Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и потом многократно повторенной в разных техниках изображения главного христианского слова, стал хорошим поводом для персональной выставки Роберта Индианы в России. Все 30 произведений, сделанных в 1959–2000 годах, в том числе алюминиевые LOVE и ART, предоставлены для выставки в Русском музее цюрихской Galerie Gmurzynska.

В одном из интервью Индиана заметил, что его больше всего волнует, как слово взаимодействует с цветом и формой, порождая образ. Собственно, об этом если не весь поп-арт, то значительная его часть, достаточно вспомнить уорхоловские супы и кетчупы.

Влиятельный нью-йорк­ский художественный критик Климент Гринберг назвал Индиану формальным попартистом, который борется со схематичностью поп-арта. Это сражение началось в середине 1950-х, когда начинающий художник Роберт Кларк поселился вместе с приятелем Элсуортом Келли (классиком минимализма) в мастерской на одном из причалов южного Манхэттена. Его старые вывески, кажется, помнили времена Германа Мелвилла.

Абстрактный экспрессионизм был в тренде, на глазах становясь историей искусства, и Кларк стремился уйти от академичности. Взял псевдоним по имени родного штата — Индиана — и в 1961 году написал картину The American Dream № 1. Эти слова были заключены в четыре круглые «рулетки». Вскоре картину приобрел МоМА, там же Индиана показал свою скульптуру Луна на эпохальной выставке Искусство ассамбляжа, в которой участвовали Марсель Дюшан, Пабло Пикассо, Курт Швиттерс и другие звезды ХХ века.

LOVE впервые появилась в стихах и только потом на картинах, шелкографиях и в металле. В 1973 году в США была выпущена восьмицентовая марка тиражом 333 млн экземпляров. «Мне заплатили $1 тыс., правительство расщедрилось», — иронизировал Индиана.

Вслед за словами пришли цифры, в каждую художник вкладывает сакральный смысл: 8 символизирует мать художника, родившуюся в августе; 6 — цифра его отца, родившегося в июне и работавшего в компании Philips 66; 2 и 4 означают любовь; 9 — близость смерти и Девятую симфонию Бетховена, как известно, последнюю для композитора; 0 — пустота, сама смерть.

Почти 40 лет назад художник покинул шумный Нью-Йорк и перебрался на крайний северо-восток страны, на тихий остров в штате Мэн. Теперь его окружают вывески только собственного производства: ресторан, тюрьма, парусная мастерская. Американская мечта для Роберта Индианы наконец стала реальностью.

07.04 — 07.06
Государственный Русский музей
Просмотры: 3110
Популярные материалы
1
Самые дорогие картины русских художников, проданные за последние пять лет
Топ-10 лучших продаж русского искусства на международных аукционах в 2012 – 2016 годах.
15 февраля 2017
2
Оттепель – фантастический эксперимент
Сразу три ведущих московских музея с участием еще трех десятков других организаций решили вспомнить переломную для СССР хрущевскую эпоху
13 февраля 2017
3
Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
Реставрация живописи и графики художника в Центре имени Грабаря не только спасла работы, но и дала много интересных подробностей о творчестве Фешина.
15 февраля 2017
4
В 2018 году в Пушкинском музее пройдет выставка Пабло Пикассо
Экспозиция «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова» станет первым совместным проектом ГМИИ и испанского фонда La Caixa.
15 февраля 2017
5
Роскомнадзор заблокировал несколько страниц портала Artnet
Причиной для блокировки одного из ведущих мировых порталов об искусстве стали страницы со снимками фотографов Салли Манн, Гарри Гросса и Джока Стерджеса
16 февраля 2017
6
Новыми кураторами галереи «Пересветов переулок» стали Елизавета Плавинская и Иван Лунгин
Лунгин и Плавинская пришли на смену Ларисе Гринберг, возглавлявшей ранее «Пересветов Переулок» и галерею «На Шаболовке». В январе 2017 года она ушла из объединения «Выставочные залы Москвы», назвав одной из причин урезание выставочных бюджетов.
14 февраля 2017
7
Человек, который смеется смехом бессмертных
Скандальная выставка Яна Фабра в Эрмитаже обрела каталог, в котором максимально подробно раскрывается подлинный смысл проекта.
16 февраля 2017
8
Игорь Мухин: «Нужно находить модель, которая не боится показать свое тело»
С фотографом, преподавателем Школы Рoдченко, чья выставка в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» скоро откроется в Москве, мы поговорили о том, что такое авторский стиль, о цене фотографии и об обнаженной натуре в искусстве.
15 февраля 2017
9
«Концерт» Челищева в Петербурге
Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером.
13 февраля 2017
10
Московская биеннале запускает бесплатную образовательную программу
Всем желающим расскажут о сходстве и различии современного и классического искусства, об истории жанров и о том, почему «новое» не хуже «старого». Первую лекцию прочтет Аркадий Ипполитов уже в эту субботу.
14 февраля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru