The Art Newspaper Russia
Поиск

Графический урок свободы

Фото: Инна Баженова

Фото: Инна Баженова

Почетным гостем открывшегося в Париже Салона рисунка в этом году стал Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ). Событие вдвойне почетное, так как впервые за 25-летнюю историю Салона в рамках выставочного проекта был приглашен иностранный музей. В том, что выбор пал на ГМИИ, нет ничего удивительного. Московское собрание графики — одно из крупнейших в России. Оно насчитывает более 380 тыс. гравюр, рисунков, книг, плакатов отечественных и зарубежных мастеров XV–XXI веков, и в отличие от коллекции живописи, работы из которой часто выезжают на гастроли, графика за рубежом почти неизвестна.

В Пале Броньяр представлены всего 26 произведений, но все первого ряда. Выставка не претендует на всеохватность: развернуться не позволяют ни площади, ни формат, да и нет такой задачи. Цель экспозиции — разыграть аппетит у парижской публики, а на Салон рисунка слетаются лучшие специалисты и коллекционеры графики со всего мира. «Нам хочется, чтобы все понимали, что мы обладаем абсолютно потрясающим собранием рисунков, чтобы понимали наши возможности», — сказала ТАСС директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Экспозиция составлена по национальным школам и по хронологии — ровно так, как организована коллекция музея. Временной охват — четыре века, с XVI по XX век. От немецкой сборной по графике в Париж приехал звездный состав: Ханс Бальдунг, Адольф Менцель и Макс Пехштейн. Италию также представляют мэтры: Франческо Пармиджанино, Джованни Бернини и Джорджо де Кирико. От голландской школы в выставке участвует один из лучших учеников Рембрандта Гербрандт Ян сван ден Экхаут. Французы же мгновенно узнают своих фаворитов — Жана-Батиста Патера и Жана-Батиста Греза, чьи изящные рокайльные портреты никогда не задерживаются на стендах антикваров — участников Салона.

Но все же центральное место на выставке Пушкинского музея в Пале Броньяр отдано русской школе первой трети XX века — золотому периоду в отечественной графике. Абстрактное искусство Василия Кандинского, новый взгляд на кубизм Александра Куприна, новая вещественность в версии Александра Дейнеки и редкая работа Ивана Пуни — он же Жан Пуньи, которого во Франции давно считают своим. И если Марк Шагал или Казимир Малевич в представлениях не нуждаются, то рисунки Аристарха Лентулова, Юрия Пименова, Петра Кончаловского, Александра Лабаса и Павла Филонова даже для специалистов стали открытием.

Особняком представлены три работы из собрания Ильи Зильберштейна — крупнейшего советского коллекционера, который передал ГМИИ 2500 рисунков. «Автопортрет в шарфе» Зинаиды Серебряковой, одна из иллюстраций Александра Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина и портрет Федора Шаляпина руки Бориса Кустодиева.

Бертран Готье (Galerie Talabardon & Gautier), член правления Салона рисунка, поделился с TARN впечатлениями от выставки ГМИИ им. Пушкина в Пале Броньяр: «В тоталитарном обществе рисунок и искусство в целом становится способом вырвать себе клочок свободы. Собирать искусство — это своего рода протест, и русские коллекционеры таким образом создавали свое собственное пространство, свободное от диктатуры. Как бы пафосно это ни звучало, но искусство позволяло жить. И если смотреть с этого ракурса, то подборка рисунков Пушкинского музея — это настоящий урок жизни, урок свободы. Кроме того, глядя на рисунки из московского собрания, мы, иностранцы, четко видим картину истории России XX века. Празднование Первого мая у Дейнеки рассказывает об искусстве советской пропаганды, и это любопытно: получается, что благодаря ей непросвещенный народ узнал, что такое искусство. «Композиция» Кандинского прекрасно иллюстрирует российский вклад в абстрактное искусство. К слову, русские — большие коллекционеры модернизма, вы поняли современное искусство гораздо раньше, чем европейцы. А автопортрет Серебряковой, напротив, показывает, насколько важен в России традиционный реализм».

Выставка в рамках Салона рисунка — пробный камень, и на ней ГМИИ им. Пушкина не намерен останавливаться. Следующие парижские гастроли графики из собрания московского музея состоятся уже через год. По информации ТАСС, в 2017 году 100 работ будут представлены в Fondation Custodia, чья коллекция рисунков и гравюр входит в тройку крупнейших частных собраний в мире.

Материалы по теме
Просмотры: 3278
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
3
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
4
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
5
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
6
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
7
Жизнь и приключения рыцаря советского андерграунда в Музее AZ
Музей AZ показывает выставку неизвестного Зверева из шведской коллекции Димитрия Апазидиса.
07 ноября 2019
8
Афродиту Хвощинского отреставрировали
Пушкинский музей завершил реставрацию знаменитой античной скульптуры.
07 ноября 2019
9
Метрополитен-музей объявил тему Met Gala 2020
На выставке «О времени: мода и длительность» выстроят черно-белые параллели между одеждой прошлого и современными костюмами, а перед ее открытием состоится традиционный Met Gala с участием мировых звезд
08 ноября 2019
10
Приобрети, потом отдай — или продай
Сформировать художественную коллекцию с нуля и избавиться от накопившегося в ней «балласта» — в определенном смысле это две стороны одной медали.
08 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru