The Art Newspaper Russia
Поиск

Графический урок свободы

Фото: Инна Баженова

Фото: Инна Баженова

Почетным гостем открывшегося в Париже Салона рисунка в этом году стал Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ). Событие вдвойне почетное, так как впервые за 25-летнюю историю Салона в рамках выставочного проекта был приглашен иностранный музей. В том, что выбор пал на ГМИИ, нет ничего удивительного. Московское собрание графики — одно из крупнейших в России. Оно насчитывает более 380 тыс. гравюр, рисунков, книг, плакатов отечественных и зарубежных мастеров XV–XXI веков, и в отличие от коллекции живописи, работы из которой часто выезжают на гастроли, графика за рубежом почти неизвестна.

В Пале Броньяр представлены всего 26 произведений, но все первого ряда. Выставка не претендует на всеохватность: развернуться не позволяют ни площади, ни формат, да и нет такой задачи. Цель экспозиции — разыграть аппетит у парижской публики, а на Салон рисунка слетаются лучшие специалисты и коллекционеры графики со всего мира. «Нам хочется, чтобы все понимали, что мы обладаем абсолютно потрясающим собранием рисунков, чтобы понимали наши возможности», — сказала ТАСС директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Экспозиция составлена по национальным школам и по хронологии — ровно так, как организована коллекция музея. Временной охват — четыре века, с XVI по XX век. От немецкой сборной по графике в Париж приехал звездный состав: Ханс Бальдунг, Адольф Менцель и Макс Пехштейн. Италию также представляют мэтры: Франческо Пармиджанино, Джованни Бернини и Джорджо де Кирико. От голландской школы в выставке участвует один из лучших учеников Рембрандта Гербрандт Ян сван ден Экхаут. Французы же мгновенно узнают своих фаворитов — Жана-Батиста Патера и Жана-Батиста Греза, чьи изящные рокайльные портреты никогда не задерживаются на стендах антикваров — участников Салона.

Но все же центральное место на выставке Пушкинского музея в Пале Броньяр отдано русской школе первой трети XX века — золотому периоду в отечественной графике. Абстрактное искусство Василия Кандинского, новый взгляд на кубизм Александра Куприна, новая вещественность в версии Александра Дейнеки и редкая работа Ивана Пуни — он же Жан Пуньи, которого во Франции давно считают своим. И если Марк Шагал или Казимир Малевич в представлениях не нуждаются, то рисунки Аристарха Лентулова, Юрия Пименова, Петра Кончаловского, Александра Лабаса и Павла Филонова даже для специалистов стали открытием.

Особняком представлены три работы из собрания Ильи Зильберштейна — крупнейшего советского коллекционера, который передал ГМИИ 2500 рисунков. «Автопортрет в шарфе» Зинаиды Серебряковой, одна из иллюстраций Александра Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина и портрет Федора Шаляпина руки Бориса Кустодиева.

Бертран Готье (Galerie Talabardon & Gautier), член правления Салона рисунка, поделился с TARN впечатлениями от выставки ГМИИ им. Пушкина в Пале Броньяр: «В тоталитарном обществе рисунок и искусство в целом становится способом вырвать себе клочок свободы. Собирать искусство — это своего рода протест, и русские коллекционеры таким образом создавали свое собственное пространство, свободное от диктатуры. Как бы пафосно это ни звучало, но искусство позволяло жить. И если смотреть с этого ракурса, то подборка рисунков Пушкинского музея — это настоящий урок жизни, урок свободы. Кроме того, глядя на рисунки из московского собрания, мы, иностранцы, четко видим картину истории России XX века. Празднование Первого мая у Дейнеки рассказывает об искусстве советской пропаганды, и это любопытно: получается, что благодаря ей непросвещенный народ узнал, что такое искусство. «Композиция» Кандинского прекрасно иллюстрирует российский вклад в абстрактное искусство. К слову, русские — большие коллекционеры модернизма, вы поняли современное искусство гораздо раньше, чем европейцы. А автопортрет Серебряковой, напротив, показывает, насколько важен в России традиционный реализм».

Выставка в рамках Салона рисунка — пробный камень, и на ней ГМИИ им. Пушкина не намерен останавливаться. Следующие парижские гастроли графики из собрания московского музея состоятся уже через год. По информации ТАСС, в 2017 году 100 работ будут представлены в Fondation Custodia, чья коллекция рисунков и гравюр входит в тройку крупнейших частных собраний в мире.

Материалы по теме
Просмотры: 3220
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru