The Art Newspaper Russia
Поиск

Графический урок свободы

Фото: Инна Баженова

Фото: Инна Баженова

Почетным гостем открывшегося в Париже Салона рисунка в этом году стал Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ). Событие вдвойне почетное, так как впервые за 25-летнюю историю Салона в рамках выставочного проекта был приглашен иностранный музей. В том, что выбор пал на ГМИИ, нет ничего удивительного. Московское собрание графики — одно из крупнейших в России. Оно насчитывает более 380 тыс. гравюр, рисунков, книг, плакатов отечественных и зарубежных мастеров XV–XXI веков, и в отличие от коллекции живописи, работы из которой часто выезжают на гастроли, графика за рубежом почти неизвестна.

В Пале Броньяр представлены всего 26 произведений, но все первого ряда. Выставка не претендует на всеохватность: развернуться не позволяют ни площади, ни формат, да и нет такой задачи. Цель экспозиции — разыграть аппетит у парижской публики, а на Салон рисунка слетаются лучшие специалисты и коллекционеры графики со всего мира. «Нам хочется, чтобы все понимали, что мы обладаем абсолютно потрясающим собранием рисунков, чтобы понимали наши возможности», — сказала ТАСС директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Экспозиция составлена по национальным школам и по хронологии — ровно так, как организована коллекция музея. Временной охват — четыре века, с XVI по XX век. От немецкой сборной по графике в Париж приехал звездный состав: Ханс Бальдунг, Адольф Менцель и Макс Пехштейн. Италию также представляют мэтры: Франческо Пармиджанино, Джованни Бернини и Джорджо де Кирико. От голландской школы в выставке участвует один из лучших учеников Рембрандта Гербрандт Ян сван ден Экхаут. Французы же мгновенно узнают своих фаворитов — Жана-Батиста Патера и Жана-Батиста Греза, чьи изящные рокайльные портреты никогда не задерживаются на стендах антикваров — участников Салона.

Но все же центральное место на выставке Пушкинского музея в Пале Броньяр отдано русской школе первой трети XX века — золотому периоду в отечественной графике. Абстрактное искусство Василия Кандинского, новый взгляд на кубизм Александра Куприна, новая вещественность в версии Александра Дейнеки и редкая работа Ивана Пуни — он же Жан Пуньи, которого во Франции давно считают своим. И если Марк Шагал или Казимир Малевич в представлениях не нуждаются, то рисунки Аристарха Лентулова, Юрия Пименова, Петра Кончаловского, Александра Лабаса и Павла Филонова даже для специалистов стали открытием.

Особняком представлены три работы из собрания Ильи Зильберштейна — крупнейшего советского коллекционера, который передал ГМИИ 2500 рисунков. «Автопортрет в шарфе» Зинаиды Серебряковой, одна из иллюстраций Александра Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина и портрет Федора Шаляпина руки Бориса Кустодиева.

Бертран Готье (Galerie Talabardon & Gautier), член правления Салона рисунка, поделился с TARN впечатлениями от выставки ГМИИ им. Пушкина в Пале Броньяр: «В тоталитарном обществе рисунок и искусство в целом становится способом вырвать себе клочок свободы. Собирать искусство — это своего рода протест, и русские коллекционеры таким образом создавали свое собственное пространство, свободное от диктатуры. Как бы пафосно это ни звучало, но искусство позволяло жить. И если смотреть с этого ракурса, то подборка рисунков Пушкинского музея — это настоящий урок жизни, урок свободы. Кроме того, глядя на рисунки из московского собрания, мы, иностранцы, четко видим картину истории России XX века. Празднование Первого мая у Дейнеки рассказывает об искусстве советской пропаганды, и это любопытно: получается, что благодаря ей непросвещенный народ узнал, что такое искусство. «Композиция» Кандинского прекрасно иллюстрирует российский вклад в абстрактное искусство. К слову, русские — большие коллекционеры модернизма, вы поняли современное искусство гораздо раньше, чем европейцы. А автопортрет Серебряковой, напротив, показывает, насколько важен в России традиционный реализм».

Выставка в рамках Салона рисунка — пробный камень, и на ней ГМИИ им. Пушкина не намерен останавливаться. Следующие парижские гастроли графики из собрания московского музея состоятся уже через год. По информации ТАСС, в 2017 году 100 работ будут представлены в Fondation Custodia, чья коллекция рисунков и гравюр входит в тройку крупнейших частных собраний в мире.

Материалы по теме
Просмотры: 2465
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
6
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
7
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
8
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
9
Beat Film Festival покажет фильмы об искусстве
Показы пяти документальных картин пройдут в летнем кинотеатре музея «Гараж» с 1 по 10 июня. Среди них — нашумевшие ленты Аньес Варда и художника JR, Натаниеля Кана и других.
19 апреля 2018
10
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru