The Art Newspaper Russia
Поиск

Графический урок свободы

Фото: Инна Баженова

Фото: Инна Баженова

Почетным гостем открывшегося в Париже Салона рисунка в этом году стал Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ). Событие вдвойне почетное, так как впервые за 25-летнюю историю Салона в рамках выставочного проекта был приглашен иностранный музей. В том, что выбор пал на ГМИИ, нет ничего удивительного. Московское собрание графики — одно из крупнейших в России. Оно насчитывает более 380 тыс. гравюр, рисунков, книг, плакатов отечественных и зарубежных мастеров XV–XXI веков, и в отличие от коллекции живописи, работы из которой часто выезжают на гастроли, графика за рубежом почти неизвестна.

В Пале Броньяр представлены всего 26 произведений, но все первого ряда. Выставка не претендует на всеохватность: развернуться не позволяют ни площади, ни формат, да и нет такой задачи. Цель экспозиции — разыграть аппетит у парижской публики, а на Салон рисунка слетаются лучшие специалисты и коллекционеры графики со всего мира. «Нам хочется, чтобы все понимали, что мы обладаем абсолютно потрясающим собранием рисунков, чтобы понимали наши возможности», — сказала ТАСС директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Экспозиция составлена по национальным школам и по хронологии — ровно так, как организована коллекция музея. Временной охват — четыре века, с XVI по XX век. От немецкой сборной по графике в Париж приехал звездный состав: Ханс Бальдунг, Адольф Менцель и Макс Пехштейн. Италию также представляют мэтры: Франческо Пармиджанино, Джованни Бернини и Джорджо де Кирико. От голландской школы в выставке участвует один из лучших учеников Рембрандта Гербрандт Ян сван ден Экхаут. Французы же мгновенно узнают своих фаворитов — Жана-Батиста Патера и Жана-Батиста Греза, чьи изящные рокайльные портреты никогда не задерживаются на стендах антикваров — участников Салона.

Но все же центральное место на выставке Пушкинского музея в Пале Броньяр отдано русской школе первой трети XX века — золотому периоду в отечественной графике. Абстрактное искусство Василия Кандинского, новый взгляд на кубизм Александра Куприна, новая вещественность в версии Александра Дейнеки и редкая работа Ивана Пуни — он же Жан Пуньи, которого во Франции давно считают своим. И если Марк Шагал или Казимир Малевич в представлениях не нуждаются, то рисунки Аристарха Лентулова, Юрия Пименова, Петра Кончаловского, Александра Лабаса и Павла Филонова даже для специалистов стали открытием.

Особняком представлены три работы из собрания Ильи Зильберштейна — крупнейшего советского коллекционера, который передал ГМИИ 2500 рисунков. «Автопортрет в шарфе» Зинаиды Серебряковой, одна из иллюстраций Александра Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина и портрет Федора Шаляпина руки Бориса Кустодиева.

Бертран Готье (Galerie Talabardon & Gautier), член правления Салона рисунка, поделился с TARN впечатлениями от выставки ГМИИ им. Пушкина в Пале Броньяр: «В тоталитарном обществе рисунок и искусство в целом становится способом вырвать себе клочок свободы. Собирать искусство — это своего рода протест, и русские коллекционеры таким образом создавали свое собственное пространство, свободное от диктатуры. Как бы пафосно это ни звучало, но искусство позволяло жить. И если смотреть с этого ракурса, то подборка рисунков Пушкинского музея — это настоящий урок жизни, урок свободы. Кроме того, глядя на рисунки из московского собрания, мы, иностранцы, четко видим картину истории России XX века. Празднование Первого мая у Дейнеки рассказывает об искусстве советской пропаганды, и это любопытно: получается, что благодаря ей непросвещенный народ узнал, что такое искусство. «Композиция» Кандинского прекрасно иллюстрирует российский вклад в абстрактное искусство. К слову, русские — большие коллекционеры модернизма, вы поняли современное искусство гораздо раньше, чем европейцы. А автопортрет Серебряковой, напротив, показывает, насколько важен в России традиционный реализм».

Выставка в рамках Салона рисунка — пробный камень, и на ней ГМИИ им. Пушкина не намерен останавливаться. Следующие парижские гастроли графики из собрания московского музея состоятся уже через год. По информации ТАСС, в 2017 году 100 работ будут представлены в Fondation Custodia, чья коллекция рисунков и гравюр входит в тройку крупнейших частных собраний в мире.

Материалы по теме
Просмотры: 2603
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
4
Коллекция Костаки снова в авангарде
Выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» отмечает рождение нового Музея модернизма и исследовательского центра, посвященного русскому авангарду.
09 июля 2018
5
ВДНХ: эпоха реставрации
Выставочному комплексу вернули старое имя, но главное — ему пытаются вернуть прежний дух и одновременно найти новое применение историческим павильонам. Подробности грандиозной реставрации и реконструкции — в нашем репортаже.
09 июля 2018
6
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
7
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
8
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
9
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
10
Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске
Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение.
09 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru