Илья Зильберштейн. К 110-летию со дня рождения
ГМИИ им. Пушкина. До 28 августа
Выставка «Илья Зильберштейн. К 110-летию со дня рождения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина — несомненно, событие, которое нельзя пропустить. Илья Самойлович Зильберштейн (1905–1988) — фигура уникальная. Не просто любитель искусства, но и блестящий исследователь русской литературы, которому мы обязаны возвращением на родину более двух десятков тысяч документов по истории русской культуры, доктор искусствоведения. И при этом страстный коллекционер, формировавший любимое детище на протяжении более 60 лет и передавший в конце 1980-х свое собрание из 2 тыс. произведений в ГМИИ. Редкий, щедрый подарок, который и лег в основу Музея личных коллекций ГМИИ. Выставка состоит из двух разделов, отражая две ипостаси коллекции Зильберштейна. В первом — живопись и графика как западноевропейских, так и русских художников разных эпох и школ, отражающие всю историю искусства с ее широкой географией. Здесь и итальянский маньерист XVI века Лука Камбьязо , и венецианец Джованни Доменико Тьеполо , и фламандец Бартоломеус Спрангер , и голландец Рембрандт . Что касается коллекции русского искусства, то и тут зрителя ждет много открытий. Во-первых, блестящее собрание работ художников-иностранцев, работавших в России (Пьетро Гонзага , «Морская пристань. Эскиз декорации» , конец XVIII — начало XIX века; Джакомо Кваренги , «Парковый пейзаж с аркой» , 1800-е), а также мастеров русской школы XVIII–XX веков — Владимира Боровиковского, Карла Брюллова, Александра Иванова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Михаила Врубеля . И конечно, отдельно надо отметить работы художников «Мира искусства», особо любимых Зильберштейном. Всего на выставке 300 произведений. В документальном же разделе — редчайшие рукописи, фотографии, среди которых самые ранние — письма художника-гравера М.И.Махаева 1766 года, а также автографы российских императоров, Наполеона , декабристов и Пушкина . Все они теперь хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина и в РГАЛИ.
Илья Репин / ГМИИ им. А.С. Пушкина
XI Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация»
В этом году выставка номинантов всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», которая проходит уже в 11-й раз, проводится без главной номинации «Произведение визуального искусства» из-за возникших разногласий по поводу участия-неучастия в ней перформанса «Угроза» Петра Павленского . Отсутствие главной премии изменило, с одной стороны, концепцию выставки, с другой — прибавило ей интриги. В основной части экспозиции представлены теперь кураторские и региональные проекты плюс произведения молодых художников в номинации «Новая генерация» . Это видеоработы «Волга» Аслана Гайсумова и «Бассейн» Полины Канис , инсталляции «Война (Без названия)» Евгения Гранильщикова , «Тотальная экспозиция» Яна Тамковича и «Неопетербург» Леонида Цхэ . Все эти произведения уже были отмечены критикой и зрителем в течение года на разных выставках в разных форматах, так что выбор их как номинантов более чем оправдан. Отдельно надо отметить оригинальное решение экспозиции, придуманное художником Михаилом Лейкиным . Все главное пространство разбито на квадратные ячейки с переходом из одной в другую, напоминая лабиринт. По сторонам же от основных номинантов представлены еще две традиционно внеконкурсные номинации: «За поддержку современного искусства России» , в которой награжден коллекционер и меценат Леонид Михельсон , и «За творческий вклад в развитие современного искусства» , отмечающая в этот раз ветерана соц-арта скульптора Бориса Орлова . Одно из его знаковых произведений— бронзовый «Бюст в духе Растрелли» — тоже выставлено.
Аслан Гайсумов. Волга / Предоставлено автором
New York’s Photo League. 1936–1951
Еврейский музей и центр толерантности. До 22 мая
Одна из самых интересных выставок New York’s Photo League. 1936–1951 нынешней Фотобиеннале, традиционно проводимой Мультимедиа Арт Музеем помимо своей и на других московских площадках, посвящена легендарной нью-йоркской Фотолиге — одному из самых радикальных объединений фотографов ХХ века. Ее уже показывали на Фотобиеннале-2004, но столь развернутой экспозицией, как нынешняя в Еврейском музее, в России она представлена впервые. Вся история Фотолиги занимает меньше двух десятилетий (с конца Великой депрессии до начала холодной войны), но ее участникам удалось в корне изменить представление о документальной фотографии. Главная их тема — изнанка Нью-Йорка: бедные кварталы, чумазые дети, дешевые лавки, забастовки рабочих. Снималось все ручной 35-миллиметровой камерой в Гарлеме, Бронксе, Нижнем Ист-Сайде, Кони-Айленде: для поиска социальных или криминальных сюжетов вовсе не надо было выезжать за пределы «Большого яблока».
Большинство участников последней были эмигрантами первого поколения, в том числе из России, идеалистами, мечтавшими перевернуть мир. Все они без исключения сегодня считаются классиками фотографии ХХ века. Помимо самих фотографий в экспозицию включен и документальный фильм о Льюисе Хайне , одной из самых ярких фигур объединения, — «Америка и Льюис Хайн» (1984). Он снят Ниной Розенблюм , дочерью Уолтера Розенблюма , классика и тоже участника Фотолиги. Еще один ее фильм, уже обо всей истории организации с включением интервью с теми участниками объединения, которых автор фильма успела застать в живых («Повседневные чудеса. Фотолига: Нью-Йорк»), надо тоже непременно увидеть. Его покажут в музее 2 апреля.
New York Photo League KMO_116350 Walter Rosenblum Boy on a roof, Pitt street, NYC 1947 / Rosenblum Photography Collection