18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский и голландский романтизм: найдите десять отличий

Течение романтизма, зародившееся в Германии в конце XVIII века, возникло как реакция на эпоху Просвещения. И если последнее опиралось на культ разума и порядка, то романтики поклонялись природе и ставили во главу угла чувства человека. Эта философия вскоре охватила все виды искусства: литературу, музыку и, конечно, изобразительное искусство, обретя в каждой стране свои национальные черты.

Искусство Нидерландов первой половины XIX века, в отличие от французского, немецкого или английского, практически не знакомо российскому зрителю. И можно смело заявить, что выставка, которая откроется в Третьяковской галерее, — это первая встреча с голландскими романтиками, которые, опираясь на традиции, заложенные «великими» и «малыми» голландцами, создали свой новый образ мира. Если в XVII веке природа часто выступала обрамлением столь любимых голландцами жанровых сценок, то в XIX-м она стала главным действующим лицом. Зато голландские художники сохранили присущую им любовь к деталям. Так, в натюрмортах одного из самых известных живописцев Голландии начала XIX века Георга ван Оса (1782–1861), работавшего на Севрской фарфоровой мануфактуре, с тщательностью, достойной ученого-ботаника, выписаны все детали цветов, фруктов и насекомых, что в то же время не мешало ему видеть природу в целом, во всем ее богатстве.

Все экспонаты, которые приедут в Москву, происходят из собрания бельгийского коллекционера Джефа Радемакерса, который считается крупнейшим в Европе собирателем голландской и фламандской живописи XIX века, а также произведения из Музея Тейлора в Харлеме. Это старейший музей в Нидерландах, открывшийся в 1784 году, где, помимо уникальных коллекций окаменелостей, старинных инструментов, медалей и монет, хранится и богатое собрание живописи.

Всего на выставке будут показаны 52 работы, как голландских художников эпохи романтизма, так и их русских современников: Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина, Максима Воробьева, Ивана Айвазовского. Собранная по принципу сравнительно-стилистического показа, выставка, несомненно, увлечет зрителя возможностью сопоставления двух национальных прочтений романтизма, тем более что и сюжетный диапазон подобранных экспонатов это позволяет: здесь и портреты, и пейзажи, и марины, и натюрморты, и жанровые композиции. Можно сравнить, например, женские портреты Корнелиса Круземана (1797–1857) и Золотошвейку Тропинина, лесные пейзажи Баренда Корнелиса Куккука (1803–1862) и Сильвестра Щедрина.

Государственная Третьяковская галерея
Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+