The Art Newspaper Russia
Поиск

Портретная галерея мирового авангарда ХХ века в фотографиях Мана Рэя

© MAN RAY TRUST/ADAGP/DACS

© MAN RAY TRUST/ADAGP/DACS

Вслед за музеями в Англии и Шотландии ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с лондонской Национальной портретной галереей впервые представит российскому зрителю творчество одного из ведущих мастеров европейского авангарда. Круг художественных интересов Мана Рэя (1890–1976), имя которого неразрывно связывают с дадаизмом и сюрреализмом, весьма широк и включает в себя как живопись и объекты, так и фотографию. Масштабная ретроспектива охватывает именно фотографические произведения Мана Рэя и объединяет едва ли не все значимые фотопортреты художника. Это более 150 снимков, созданных за 60-летний период творчества — с 1916 по 1976 год.

На выставке представлены ставшие уже хрестоматийными работы из музейных и частных коллекций со всего мира, благодаря которым Ман Рэй считается одним из пионеров экспериментальной авангардной фотографии первой половины ХХ века. Экспозиция охватывает несколько периодов творчества Рэя, связанных с Нью-Йорком, Парижем, Голливудом и снова Парижем — это и одноименные разделы московской выставки. В самом начале своей карьеры он фотографировал друзей, посетителей галерей и художников — именно тогда началась их дружба с другим экспериментатором и первопроходцем в искусстве, Марселем Дюшаном (1887–1968). Творческий тандем двух художников дал толчок нью-йоркской версии дадаизма. Однако нью-йоркские фотопробы Мана Рэя можно считать, скорее, «поисками художника», опытами с новыми техниками (райографии, соляризации), так как, лишь приехав в 1921 году в Париж, он занялся фотографией профессионально. Раздел Париж знакомит зрителя с фотографиями Мана Рэя 1921–1928 годов, начиная с его первой персональной выставки во Франции до знаковой встречи с постоянной музой — моделью и фотографом Ли Миллер. В парижский период Рэя, сблизившегося с кругом сюрреалистов, в его объектив попало большое число современников, знаменитостей, друзей и возлюбленных. Среди них — Жан Кокто, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Поль Элюар, Пабло Пикассо, Кики де Монпарнас, Пэгги Гуггенхайм, Коко Шанель, Катрин Денев и многие другие.

В экспозиции продемонстрированы также эксперименты Мана Рэя в технике соляризации (в результате проекционной передержки негатива получается фотографическое изображение с обратной световой тональностью). Голливудские работы охватывают период с 1940 по 1950 год, а также знакомство с танцовщицей Джулиет Браунер, которая на протяжении шести лет была музой мастера. И завершается экспозиция вновь Парижем, но уже послевоенной эпохи (1951–1976), когда Ман Рэй на целых 25 лет поселился в студии на рю Феру, 2-бис, продолжая снимать портреты.

Просмотры: 1582
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
3
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
4
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
5
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
6
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
7
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
8
Субодх Гупта: «Я даже имени Пикассо не знал, не говоря уже о Дюшане»
В интервью The Art Newspaper Russia художник рассказал, почему паблик-арт не должен вызывать споров и как найти вдохновение в самых обычных вещах.
06 декабря 2018
9
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
10
Катрин Борисов: «Мы работаем для того, чтобы расширять кругозор»
Галерея RuArts празднует 14-летие и открывает выставку «Чудовищный рай» фотографа Нобуёси Араки. Куратор галереи и фонда RuArts Катрин Борисов рассказала The Art Newspaper Russia о провокации в искусстве и о том, зачем поддерживать стрит-арт.
07 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru