18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Холодные бани согрели агатом: в Царском Селе восстановили интерьеры Чарльза Камерона

Государственном музее-заповеднике «Царское Село» после трехлетней реставрации открылись Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» Чарльза Камерона. Работы в семи подлинных интерьерах XVIII века велись в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест — воссоздание утрат как исключение при наличии документов и иконографии. Реставрация общей стоимостью свыше 400 млн руб. стала возможна благодаря меценатской помощи структур ОАО «РЖД», которые финансировали три четверти всех затрат.

Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, что спасло их от уничтожения. Но и отложило их реставрацию на долгие годы. Лет десять назад стало ясно, что восстанавливать памятник нужно срочно, но рассчитывать только на деньги государства не приходилсоь. Начались поиски средств. Когда деньги нашлись, был создан специальный реставрационный совет из лучших петербургских специалистов по культурному наследию. Там обсуждался каждый шаг реставраторов.

Самые серьезные баталии вызвала судьба мраморных каминов Большого зала. Один из них был привезен из Италии, второй — изготовлен по его образцу мастером Шарлеманем. Во время войны погибли мраморные рельефы, которые украшали камины. Было принято решение воссоздать их по аналогу — панно камина Малиновой гостиной из Александровского дворца. Судя по довоенным снимкам, оно повторяло камины Большого зала. На камине Шарлеманя оставлены сохранившиеся следы крепления и силуэты утраченных рельефов. Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской, которые вели реставрацию Агатовых комнат, эта работа оказалась сложнее, чем воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

После завершения реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению Агатовых комнат.

Ольга Таратынова
Директор ГМЗ «Царское Село»

Подобных памятников, сохранившихся в подлинном виде, в пригородах Петербурга всего два: Агатовые комнаты и Китайский дворец в Ораниенбауме. Такой винтовой консольной лестницы, когда ступени заделаны в стену только на 40 см, нет больше нигде.

Но именно сохранность долгие годы откладывала реставрацию Агатовых комнат. Еще несколько десятилетий они не простояли бы, их спасла бескорыстная помощь фонда «Транссоюз» и РЖД. В свое время мой предшественник Иван Саутов получил обещание помощи в спасении Агатовых комнат от президента РЖД Владимира Ивановича Якунина. Придя на пост директора ГМЗ «Царское Село», я напомнила ему об этом обещании. И президент РЖД слово сдержал. В процессе реставрации Агатовых комнат мы не стремились сделать их нарядными. Наша основная задача состояла в том, чтобы сохранить и законсервировать оригинал. Наше право и обязанность — показать, как жил павильон в реке времени. Мы сохранили фрагмент обгоревшего паркета. Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, в этом месте крепились подпорки балкона.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+