18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кругосветная фотобиеннале

№41
Материал из газеты

В Москве можно будет увидеть самые нетронутые уголки Земли

Главный российский фотофестиваль проводится Мультимедиа Арт Музеем раз в два года, чередуясь с «Модой и стилем в фотографии». Фотобиеннале всегда отличалась разнообразием и размахом, и 2016 год не стал исключением: более 50 выставок. Чтобы зрителю было легче ориентироваться в этом изобилии, проекты разнесены по трем основным темам: Япония, Вне Москвы и Санкт-Петербурга и Идентичность. Разделение это, впрочем, условно — проще отслеживать происходящее по именам авторов или по основным музейным площадкам.

Гвоздь программы в этот раз — Генезис Себастьяна Сальгадо. Бразильский фотограф и посол доброй воли ЮНИСЕФ, посетивший более 100 стран, прославился своими проектами эпического размаха. Среди них — знаменитая Рука человека, которую мы уже видели на Фотобиеннале-2006. Генезис не менее эпичен, чем предыдущие проекты: Сальгадо снимал его целых восемь лет! Но если раньше речь шла о великих бедствиях и эксплуатации человека человеком, то нынешний проект принципиально иной. Он посвящен нетронутым уголкам земли и людям, живущим по вековым традициям. «Около 46% планеты все еще выглядит так, как во времена Творения. Мы должны это сохранить», — говорит Сальгадо, побывавший в Москве.

В Фотобиеннале участвует  и Кандида Хёфер, знаменитая ученица великих немецких фотографов супругов Бехер, создательница масштабного каталога общественных пространств. Правда, недавняя серия Память не входит в число ее наиболее известных работ. Зато она снята именно про Россию: фото Петербурга и пригородов сделаны в 2015 году для Государственного Эрмитажа. Также с мастер-классом приезжает в Москву Карен Кнорр, чьи работы, квинтэссенция всего британского, хранятся в лондонской Тейт. А вот Энни Лейбовиц на этот раз к нам не приехала. Зато ее снимки для нового календаря Pirelli вызвали ажиотаж, хотя вся их скандальность как раз в их антиэпатажности. Ведь на фотографиях впервые не модели, а 13 наших знаменитых современниц: Наталья Водянова, Йоко Оно, Патти Смит, Серена Уильямс и другие, в одежде и без.

Японский блок включает в себя экспозицию работ конца XIX века и карточки экспериментатора и мэтра японской фотографии Осаму Сиихара, современника Ман Рэя и Александра Родченко. А наше время представляют фотограф-метафизик Хироси Сугимото и философ от фотографии Сунсуке Франсуа Наньо.

Нынешняя фотография вообще чрезвычайно многополярна, авторы из-за границ западного мира штурмуют все новые вершины. Турецкий фотограф Юсуф Севинчли уже знаком российскому зрителю, а вот работу с телом чилийской художницы и бывшей манекенщицы Клаудии Хьюдобро мы видим впервые. И здесь же рядом западный взгляд на Индию в серии Оливье Кюльманна.

Интересны и переклички с отечественным разнообразием имен и весей. Дореволюционная и советская классика: «народные типы» русского шотландца Уильяма Каррика, «уездный город Галич» начала века Михаила Смодора, фотография из путешествий Павла Третьякова и снимки Аркадия Шайхета дополнены сериями наших современниц Люции Ганиевой, Марии Ионовой-Грибиной, Яны Романовой и других. Отдельно стоит отметить авторов новокузнецкой школы Николая Бахарева, Владимира Воробьева и Владимира Соколаева и давно любимый проект Виталия Комара и Александра Меламида, сделанный «в соавторстве» с обезьянкой Микки.

Но и западная фотография, с желания познакомить с которой зрителей и начался когда-то Московский дом фотографии, хорошо представлена на Фотобиеннале-2016. Тревожная Америка Жан-Пьера Лаффона и воспетые Стивом Фитчем американские хайвеи соседствуют в программе с работами певца итальянской богемы Грациано Аричи, а снимки Неаполя XIX века из собрания Хорошиловых — с индустриальной немецкой фотографией, представленной ее классиком Хайном Горни.

Некоторые же проекты приехали прямиком с ведущих мировых фестивалей: например, очень смешные Частные объявления Тьерри Буэ были недавно показаны на международном фестивале «Фотографические встречи» во французском Арле.

Фотобиеннале-2016
Разные площадки

До 11 сентября

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+