The Art Newspaper Russia
Поиск

В швейцарском Лугано открылась первая полная ретроспектива Родченко

Александр Родченко и Варвара Степанова. Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала "СССР на стройке”. 1933. Картон, фотомонтаж Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
(с) A. Родченко / архив В. Степановой архив / Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко и Варвара Степанова. Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала "СССР на стройке”. 1933. Картон, фотомонтаж Собрание музея «Московский Дом Фотографии».
(с) A. Родченко / архив В. Степановой архив / Музей «Московский Дом Фотографии»

Ретроспектива, открывшаяся 26 февраля в Центре искусства и культуры Лугано (LAC), действительно беспрецедентна даже для такой знаковой фигуры русского авангарда, как Александр Родченко, интерес к наследию которого ведущих мировых музеев и широкой публики сравним разве что с интересом к наследию другого гуру авангарда — Казимира Малевича. Во впечатляющем своими размерами пространстве LAC, одном из трех отведенных под временные экспозиции, представлены винтажные фотографии, коллажи, печатные издания, кино- и рекламные плакаты Родченко — всего 316 экспонатов. Столь амбициозный проект сегодня под силу только московскому Мультимедиа Арт Музею, обладающему самой большой коллекцией работ художника.

Куратор выставки, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, выстроила сценарий экспозиции, следуя не только хронологии творчества Александра Родченко, но и его темам, не менее новаторским, чем эксперименты с формой и материалами. Сначала идут фотомонтажи и коллажи начала 1920-х, использованные в оформлении печатной продукции и самой известной работы Родченко в этом жанре — издания «Про это» Владимира Маяковского. Здесь же рекламные плакаты, тоже созданные совместно с Маяковским и ставшие эталонными образцами для подобной продукции в 1920-е годы.

Затем показана фотография, которой Родченко начал заниматься с 1924 года, она и принесла ему мировую известность: знаменитые снимки крупным кадром, такие как «Портрет матери» (1924), «Пионерка» и «Трубач» (оба — 1930), портретная серия друзей и единомышленников — Маяковского, Осипа и Лили Брик, Николая Асеева и Константина Мельникова. Отдельно сгруппированы архитектурные фотографии со знаменитыми родченковскими головокружительными ракурсами («Дом на Мясницкой», 1925, «Дом Моссельпрома», 1926, «Лестница», 1929). Здесь же очень редкие пикториальные фото Родченко. О том, что Александр Родченко был и пионером российской репортажной фотосъемки, свидетельствуют кадры с заводов и крупных строек.

Вслед за ними идут фотографии, посвященные спортивным праздникам конца 1920–1930-х, вовсе не случайно оказавшиеся в одном экспозиционном пространстве со снимками 1929 года, изображающими заводскую серийную продукцию и перекликающимися со стройными рядами и конструкциям из человеческих тел на фоне развевающихся знамен спортивной серии. На смену постреволюционному хаосу и свободе пришел тоталитаризм сталинской эпохи, где человеку была отведена роль той же серийной шестеренки.

Предпоследний раздел посвящен мало известным широкой публике поздним фотографиям Родченко (1930-е — начало 1940-х). Здесь, в частности, репортажи со строительства Беломорканала, Большой театр и отдельная серия, посвященная цирку.

«Это действительно самая полная ретроспектива фотографического искусства Родченко, выставка, показывающая трансформацию его искусства на фоне перемен, которые происходили в стране. Например, когда единственным художественным направлением был объявлен социалистический реализм, а единственным заказчиком произведений искусства стало государство, Родченко выбирает цирк как последнее более или менее свободное пространство самовыражения. И это как бы его молчаливое сопротивление режиму. О глубоком внутреннем кризисе в этот поздний период свидетельствуют не только эти снимки, но и дневники Родченко», — говорит Ольга Свиблова.

Тем не менее выставка завершается на оптимистической ноте — парящими в пространстве тремя геометрическими мобилями (1920–1921) в залитом естественным светом последнем зале экспозиции. Они вновь возвращают зрителя к началу, ко времени революционного строительства светлого будущего, вдохновлявшего Родченко на создание шедевров.

Выставка продлится до 8 мая.

Просмотры: 5927
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru