The Art Newspaper Russia
Поиск

Викторианская цепь Николая II из частной коллекции стала государственной

Королева Елизавета II передала Викторианскую цепь Николая II из Королевской коллекции Великобритании на бессрочное экспонирование в Оружейной палате Музеев Московского Кремля, где награда была показана в 2015 году на выставке «Рыцарские ордена Европы», еще находясь в частной коллекции Андрея Хазина.

«За всю историю только эта Викторианская цепь была на открытом антикварном рынке и периодически продавалась на аукционах, в том числе в Великобритании. Там она и была приобретена и абсолютно легально вывезена оттуда. На арт-рынке цепь атрибутировалась как награда, принадлежавшая хедиву, вице-султану Египта Аббасу II Хильми-паше. Однако во время подготовки прошлогодней выставки выяснилось, что это цепь Николая II», — рассказал TANR Андрей Хазин после подписания сегодня всех необходимых документов.

Частное лицо не имеет права запрашивать информацию у хранителей Королевской коллекции Великобритании, однако статус Музеев Московского Кремля позволил сделать это; таким образом установили, что Викторианская цепь за номером 24 принадлежала царю Николаю II. Согласно регламенту после смерти награжденного ее должны были вернуть в Великобританию, однако революция 1917 года спутала планы. В итоге Викторианская цепь, учрежденная в 1902 году королем Эдуардом VII для награждения первых лиц и знати иностранных держав, попала в Гохран и была продана среди множества других предметов в 1920-х годах. После того как выяснилась принадлежность цепи, коллекционер направил официальное обращение королеве Елизавете II с предложением передать знак английской стороне, на что та ответила согласием и, в свою очередь, пожелала, чтобы награда бессрочно экспонировалась в Музеях Московского Кремля.

«Это довольно распространенная практика в Европе, но для нас это первый случай. У нас есть определенные обязательства перед Королевской коллекцией. В частности, если там решат эту награду показать на какой-либо выставке или устроить выставку у себя, то мы должны будем ее предоставить, после чего она вернется к нам в музей», — пояснила директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Викторианская цепь Николая II не единственная награда российских монархов, бесследно исчезнувшая после 1917 года и теперь вновь обретенная. В прошлом году благодаря меценатам в Музеи Московского Кремля поступило 104 императорских ордена и медали Российской империи в рамках инициированной президентом РФ кампании по возвращению проданных с аукционов в 1920–1930-х годах музейных ценностей. Большая часть наград, в том числе орденские бриллиантовые знаки членов императорской семьи, как и Викторианская цепь Николая II, после революции поступила в Гохран для последующей продажи из Оружейной палаты. Наиболее ценными из обретенных в музее считают два экспоната: цепь ордена Белого орла, изготовленную для церемонии коронации императора Николая I по католическому обряду на Царство Польское 12 мая 1829 года, и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного из дымчатого кварца, который, вероятнее всего, предназначался для Екатерины II или ее наследника.

Просмотры: 2755
Популярные материалы
1
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
2
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
3
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
4
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
5
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
6
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru