The Art Newspaper Russia
Поиск

План реконструкции Михайловского дворца тревожит профессиональное сообщество

Вот уже десять дней возможное закрытие Государственного Русского музея в связи с реконструкцией Михайловского дворца, основы музейного комплекса, как и сам проект реконструкции, будоражат культурную общественность обеих столиц. Ситуация освещается всеми отечественными изданиями, в целом одинаково излагающими историю, которая «разморозилась» спустя более чем десять лет. Между тем дворец, построенный Карлом Росси для великого князя Михаила Павловича в 1819–1825 годах, уже переживал однажды большую перестройку, когда в 1895–1898 годах был приспособлен архитектором Василием Свиньиным под общедоступный музей национального искусства.

Автор проекта реконструкции, выполненного еще в 2002 году и тогда же одобренного Советом по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, — известный московский архитектор Михаил Филиппов, чье предложение предусматривает перекрытие двух внутренних дворов здания. Свой замысел он описывает в следующих словах: «В основу проектной концепции Михайловского дворца положена идея „проявления“ в нем образа классического палаццо, который несомненно являлся для Росси основой построения композиции. Отступления от этого образа продиктованы особенностями русского климата. Тем не менее он содержится в Михайловском дворце как идея, как некий метафизический экспонат, составляющий сердцевину коллекции Русского музея. Концепция декорации внутренних дворов комплекса основана на идее выстраивания „разреза“ здания, проявляющего его внутреннюю структуру».

Кроме того, в проекте Михаила Филиппова планируется использовать чердачные помещения, где можно устроить крытую галерею, замаскировав необходимые световые окна под печные трубы, имевшиеся во дворце. По мнению архитектора, воссоздавая эту деталь в прежних формах и объемах, но с новой функцией, он возвращается к историческому силуэту дворца с акварели Василия Садовникова.

О предстоящей реконструкции, связанным с этим закрытием существенной части экспозиции и переезде отделов и фондов упомянул на музейном совещании 2 февраля заведующий отделом живописи XVIII–XIX веков Григорий Голдовский, на время отлучек замдиректора по научной работе Евгении Петровой исполняющий ее обязанности. Новость, вызвавшая волнение всего коллектива музея, практически сразу распространилась в прессе. Одиннадцатого февраля эта информация была подтверждена музеем официально. В разосланном пресс-службой письме было, в частности, сказано: «В настоящее время в музее действительно идет обсуждение организационных и технических вопросов, связанных с возможностью реализации проекта, но конкретная информация будет непременно предоставлена СМИ в том случае, если вопрос о финансировании работ будет решен Всемирным банком, Министерством культуры и Министерством финансов РФ. В случае реализации, как это неоднократно отмечалось, абсолютно никаких изменений не претерпит ни внешний вид, ни интерьеры уникального памятника архитектуры К.И.Росси».

Оказывается, все прошедшие годы проект шел своим чередом. Так, еще в 2013 году Министерство финансов согласовало с Международным банком реконструкции и развития (Всемирным банком) условия займа в $200 млн, из которых на реконструкцию Михайловского дворца полагалось $50 млн, а Министерство культуры должно оплатить из бюджета временное перемещение музейных фондов и доработку проекта.

Как пояснили TANR в пресс-службе Министерства культуры, «проект „Реконструкции внутренних дворов комплекса зданий Михайловского дворца Государственного Русского музея“ в 2014 году был изменен ЗАО „Ленполпроект“ по заказу Государственного Русского музея за счет средств, выделенных Министерством культуры Российской Федерации, в соответствии с современными требованиями музея и с учетом его более эффективного и безопасного использования при сохранении объекта — памятника федерального значения.

Общая площадь зоны реконструкции (части) здания составляет около 4300 кв. м из общей площади здания 12100 кв. м. В процессе проектирования была проведена историко-культурная экспертиза проекта реконструкции внутренних дворов, получены положительные заключения и необходимые согласования. В настоящее время проектная документация по данному объекту рассматривается ФАУ „Главгосэкспертиза России“».

В ближайшие дни должна состояться встреча директора Русского музея Владимира Гусева с министром культуры Владимиром Мединским, где будет обсуждаться финансирование переезда музейных коллекций из Михайловского дворца, не входящее в смету на реконструкцию и составляющее порядка 200 млн руб. Вполне возможно, что директор не горит желанием затевать такие существенные преобразования, учитывая, что их конца на своем посту он может не дождаться: ремонт займет не меньше пяти лет, а министерство в 2017 году может не продлить на следующий срок контракт с 71-летним Гусевым.

Внезапность предстоящих изменений и их неопределенность усиливают опасения сотрудников Русского музея. Заведующий отделом новейших течений Александр Боровский смог прокомментировать ситуацию корреспонденту TANR только в нескольких словах: «Конечно, реконструкция нужна — как любому музею в теле дворца. Проект Михаила Филиппова мне запомнился как яркий и вполне профессиональный. Когда, как, с каким бюджетом — это уже тактические вопросы».

Противники предлагаемой реконструкции высказываются гораздо резче, указывая не просто на возможность финансовых хищений, а опасаясь за судьбу самих музейных фондов: перед глазами уже маячит призрак их разграбления в процессе переезда, — но все же в нынешних условиях строгой инвентаризации и тотальных проверок после случаев музейных краж такое представляется невозможным. Надо иметь в виду, что бюрократическая музейная система — одна из самых неповоротливых: выдачу или перемещение даже одной единицы хранения сопровождает многостраничная переписка. Насколько известно, на стол Евгении Петровой пока не ложились никакие бумаги, связанные с переездом коллекции.

Тем временем 17 февраля группа депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга подготовила проект обращения к премьер-министру Дмитрию Медведеву с призывом остановить «преступные и коррупциогенные действия Министерства культуры по уничтожению Русского музея».

Нет сомнения, многие были бы рады обновленному Русскому музею, где есть все то, о чем говорится в проекте Михаила Филиппова: удобная входная зона, новые экспозиционные площади и общественные пространства, лифт и прочие средства доступности для маломобильных посетителей — в общем, музей стал бы более friendly. Но главный вопрос: какой ценой?

Архитектор Михаил Филиппов пояснил в интервью 16 февраля, что фактически отстранен от работы над проектом: «Ленполпроект» представил на научно-методический совет по культурному наследию при Министерстве культуры альтернативный вариант проекта и будет отстаивать его реализацию в более простых и дешевых материалах и формах, что, разумеется, нарушит исходный замысел и отрицательно скажется на качестве работ.

В четверг 18 февраля на сайте Lifenews в Петербурге опубликованы в цвете эскизы проекта реконструкции музея, имеющие мало общего с предложением Михаила Филиппова. Так, атриумы в нем перекрываются стеклянными колпаками, по типу неотличимыми от тех, что есть в любом торговом центре.

Складывающая ситуация начинает походить на 2004 год, когда девелопер «С-Корпорация» хотел построить на охраняемом участке в Михайловском саду позади здания музея апарт-отель, отдав часть постройки под музейный депозитарий, и имя московского архитектора было использовано на первом этапе согласований в качестве «ширмы». Тогда проект вызвал возмущение общественности и был похоронен.

Охраняемый российским и международным законодательством исторический центр Петербурга в последние годы регулярно несет утраты. Как правило, под маркой «реконструкции», «приспособления к новому использованию», «восстановления исторического облика» уничтожаются подлинные здания, сохранившаяся с XIX века рядовая застройка города. В этих условиях никто не имеет права рисковать таким архитектурным памятником, как Михайловский дворец.

Просмотры: 9619
Популярные материалы
1
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
2
Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели
Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно.
09 декабря 2019
3
МоМА решил избавиться от «-измов»
Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции.
09 декабря 2019
4
Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург
Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством.
10 декабря 2019
5
Третьяковская галерея запускает образовательный онлайн-проект
Новый портал «Лаврус» соберет тематические курсы по истории искусства.
12 декабря 2019
6
Бэнкси превратил скамейку в повозку Санта-Клауса
Уличный художник выложил в Cеть видео, в котором прохожий в Бирмингеме останавливается около спящего на улице человека и дает ему еду и теплое питье. Новая работа должна привлечь внимание к проблеме бездомных в Великобритании.
10 декабря 2019
7
Президентом Королевской академии художеств впервые стала женщина
Художник Ребекка Солтер стала первой женщиной, возглавившей эту институцию за всю ее 251-летнюю историю.
12 декабря 2019
8
Картину Климта, украденную 22 года назад, нашли в Италии
«Женский портрет» входил в топ-лист самых ценных разыскиваемых полотен, сегодня он оценивается в €60 млн. Картину обнаружили в стене галереи, откуда она была похищена в 1997 году.
12 декабря 2019
9
Американцы поделились с французами своим Эль Греко, а испанцы — нет
В парижском Гран-пале проходит первая большая французская ретроспектива художника.
10 декабря 2019
10
Доступные шедевры: тираж, бумага, молодость
Пока аналитики арт-рынка сетуют на снижение объемов продаж произведений искусства, галеристы ищут необычные форматы для привлечения новых клиентов и массово осваивают нижний ценовой сегмент.
12 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru