The Art Newspaper Russia
Поиск

Где растет современное искусство

За последние несколько лет в Москве появился целый ряд выставочных площадок, никак не афиширующих свое существование для широкой публики. Появление этих мест напрямую связано с финансовым кризисом и развитием художественных школ, выпускникам которых просто не хватает места в немногочисленных московских музеях и галереях, интересующихся современным искусством. Обычно это помещения, снятые частным образом на бывших заводах и превращенные в настоящие оазисы культурной жизни. Там проходят выставки и семинары, роятся молодые кураторы и художники, их друзья и друзья их друзей. Там слушают лекции и ведут дискуссии о новых видах и технологиях искусства, а после этого вполне могут послушать и техно. Для того чтобы попасть на выставку в подобное пространство, нужно заявиться в списки или договориться о встрече. Анонсы предстоящих выставок зачастую можно найти только на странице Facebook.

Новые выставочные залы, открытые своими для своих, естественным образом расширяют границы культурного поля и одновременно изменяют самих участников художественных сообществ, которые берут на себя больше ответственности.
С одной стороны, содержать выставочное пространство на собственные средства — значит иметь больше свободы от галериста или мецената, с другой — повышается риск потерять помещение, если деньги закончатся, что особенно актуально в условиях нестабильной экономики.

The Art Newspaper Russia рассказывает о семи новых экспериментальных площадках Москвы.


Кураторская мастерская «Треугольник»

«Треугольник» — независимая, сравнительно новая экспериментальная площадка, созданная для коммуникации, самообразования и собственных выставочных проектов группой молодых кураторов, число которых дошло уже до 16. В небольшом помещении проходят кинопоказы, дискуссии, портфолио-ревю, есть небольшая библиотека профессиональной литературы. По словам Соны Степанян, участницы мастерской, за последний год на площадке состоялось более десяти выставок и множество встреч с художниками, кураторами и теоретиками искусства. «Один из наших новых форматов — серия бесед с независимыми кураторами недавних выставок Кураторский чердак. В них обсуждаются все аспекты подготовки кураторских проектов, от организационных моментов и внедрения в институцию до интеллектуальных предпосылок, обусловивших обсуждаемые проекты», — рассказывает Сона Степанян. В рамках проекта прошли встречи с основательницей одной из главных московских галерей XL Еленой Селиной, куратором и архивисткой московского концептуализма Еленой Куприной-Ляхович, критиками Валентином Дьяконовым, Эльмирой Болотян. В ноябре 2015 года «Треугольник» принимал участие в проекте Музея современного искусства «Гараж» Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015. Участники мастерской самостоятельно ежемесячно платят за аренду помещения в равных долях.

Электрозавод
Электрозавод, бывший Московский электроламповый завод, с 2000-х сдает в аренду складские помещения в комплексе зданий псевдоготического стиля, заложенных еще в 1915 году. Тут много независимых площадок и мастерских художников, скульпторов и архитек- торов, а также мастерские по ремонту компьютеров, много офисов и различных контор.
ул. Электрозаводская, д. 21, проходная № 3


Галерея «Электрозавод»

Открытая в 2011 году под названием «Периметр» и позже его сменившая, галерея «Электрозавод» — классическая независимая площадка, устроенная без участия покровителей, для которой в английском даже есть устойчивое выражение artist-run space. То, что в русском языке основатели галереи именуют себя кураторами, а не художниками, характерно именно для российского художественного новояза: «куратором» становится любой художник, организующий деятельность других художников, то есть это слово обозначает род деятельности, а не видовую принадлежность. По словам Дмитрия Филиппова, одного из четырех кураторов галереи, цель площадки — создавать и показывать искусство «во что бы то ни стало». «Нас объединяет общее понимание, что без таких площадок, организованных снизу, о развитии искусства в России речи идти не может. Наше место — это постоянный процесс обсуждения, поэтому каждая выставка, помимо конечного результата, включает в себя вовлеченность каждого участника в ее подготовку», — комментирует Дмитрий Филиппов. В галерее прошло более 30 выставок молодых художников, в том числе Арсения Жиляева, Альберта Солдатова и других. Площадка частично покрывает расходы на аренду сдачей помещения под мастерские художников и съемки.

Электрозавод
Электрозавод, бывший Московский электроламповый завод, с 2000-х сдает в аренду складские помещения в комплексе зданий псевдоготического стиля, заложенных еще в 1915 году. Тут много независимых площадок и мастерских художников, скульпторов и архитек- торов, а также мастерские по ремонту компьютеров, много офисов и различных контор.
ул. Электрозаводская, д. 21, проходная № 3


ISSMAG

ISSMAG — мобильное выставочное пространство, в конце прошлого года временно занимавшее площадку на территории НИИДАР. Прежде на месте галереи работал магазин дизайнерской одежды, название осталось в наследство от него. Открывшись осенью 2015 года, галерея уже провела несколько выставок молодых художников. Можно отметить, например, проект Чувство собственного достоинства непредсказуемо художницы Анны Шестаковой. Также на территории галереи состоялся большой исследовательский проект И — искусство. Ф — феминизм. Актуальный словарь, осмысляющий отношения искусства, феминизма, общества, критики и практики. Куратор площадки — Антонина Баевер. По ее словам, галерея показывает молодых прогрессивных художников с абсолютно разными взглядами на происходящее в нашей стране в данный момент: «У ISSMAG нет никаких привязанностей, кроме привязанности к обжигающему или, напротив, холодящему дыханию современности, исходящему от наших художников. Наше пребывание в обожаемом пространстве на территории НИИДАР завершилось выставкой Александра Образумова Содержание конфиденциально о ритуальных играх офисных работников. Мы вновь откроемся на новом месте, которое объявим скоро, персональной выставкой Арнольда Вебера. Также в нашей программе будут живописец Олег Устинов, певец пост-цифровой реальности Егор Крафт и знаток урбанистических субкультур Кирилл Савченков». Галерея финансируется семьей одного из организаторов.

НИИДАР
Бывшая территория Научно-исследовательского института дальней радиосвязи.
ул. Бухвостова, д. 12, корп. 16, 4-й этаж, комната 411


Центр «Красный»

Центр «Красный» — еще одно экспериментальное artist-run space (выставочное пространство, напрямую управляемое художниками, без спонсоров или институций), объединение 16 художников и кураторов, преимущественно из института «База», основанного Анатолием Осмоловским учебного заведения, где изучают теорию и практику современного искусства. Центр «Красный» занимает небольшое выставочное пространство по соседству с хостелом «Фабрика», здесь находятся мастерские и площадка для выставок и дискуссий. Основатели утверждают, что центр появился «в мрачное время гегемонии школ и выставочных концернов, чтобы провести дескулинг (англ. deschooling — «отдых от школьного опыта». — TANR) молодости и современного искусства». За неполный год в центре на «Красном Октябре» прошел ряд выставок художников Ивана Новикова, Бориса Клюшникова, Индивидуального Предпринимателя, Валерия Чтака, Конференция имени Демократической психиатрии. По словам художницы Ирины Петраковой, часто это выставки, которые нигде в другом месте не могли бы быть показаны. Музей современного искусства «Гараж» включил «Красный» в исследование самоорганизации художников с 2000 по 2015 год, хотя площадке еще нет и года. Медийную популярность она приобрела после инцидента на Фестивале активистского искусства «Медиаудар», когда на территорию центра ворвались сторонники движения «Антидилер» со съемочной группой ВГТРК и попытались закрыть выставку, но не преуспели. Участники центра самостоятельно ежемесячно платят за аренду помещения в равных долях.

«Красный Октябрь»
Бывшая кондитерская фабрика, одна из первых подверглась джентрификации.
Берсеневский пер., д. 5, стр. 3, 3-й этаж


Московский институт космических аномалий (МИКА)

Расположенный на проспекте Мира самый старый в России ботанический сад в прошлом году стал сотрудничать с Московским институтом космических аномалий (МИКА) — виртуальным сообществом московских концептуалистов, которое организует там перформансы, концерты молодых академических и экспериментальных музыкантов, хеппенинги и выставки (группа «Инспекция „Московская герменевтика“, Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев). Например, так называемая скрытая выставка Космический огород — долгосрочный проект интеграции художественной экспозиции в пространство сада, в ходе которого никак не обозначенные произведения искусства партизанским образом помещают среди растений. В тропической оранжерее, к примеру, под стволами пальм и бананов притаились гипсовые фигуры Саши Кутового — эскизы больших скульптур автора, а отлитая из бронзы сосновая веточка Антона Ольшванга сливается с фоном стыдливых мимоз. По словам Мити Нестерова, основателя МИКА, основной принцип взаимодействия кураторов с пространством — адресовать свою художественную работу растениям и растительному сознанию, руководствуясь правилами ботанической экспозиции. С лета сотрудники МИКА показывают растениям сада искусство, играют музыку и читают стихи. Следующий масштабный групповой выставочный проект откроется летом 2016 года. В планах на год — начать образовательную и лекционную программы, возможно в сотрудничестве с молодыми специалистами Московского университета. Вход на территорию сада платный.

«Аптекарский огород»
Самый старый в России ботанический сад, основанный в 1706 году Петром I.
Пр-т Ми ра, д. 26, стр. 1


Варочный цех

Варочный цех открылся в сентябре 2015 года на территории завода Московской пивоваренной компании (МПК) в Мытищах. Команда кураторов показывает здесь художественные проекты как в отдельном пустующем здании варочного цеха (ЕлиКука, Север-7, Stain), так и в рабочих цехах на самом производстве (Recycle Group, Александр Шишкин-Хокусай, Ирина Корина, ::vtol::, Илья Федотов-Федоров, Куда бегут собаки, Саша Пирогова, Илья Долгов). В рамках спецпроекта Московской биеннале Что-то происходит прямо в цехах варки, упаковки, розлива, в заводской лаборатории и на складе проходили перформансы, вокруг которых продолжалась работа заводских служащих. Эта площадка существует на деньги пивоваренной компании, но спонсор никак не вмешивается в художественный процесс и к тому же благосклонен к современному искусству в самых необычных его проявлениях. Это не просто джентрифицированная площадка-лофт, которые можно было в большом количестве наблюдать в Москве за последние десять лет. Одновременно это и не галерея, вскладчину снятая друзьями-художниками, и не фонд с собственной коллекцией — мы наблюдаем новую и очень привлекательную форму взаимодействия художников и меценатов, в рамках которой искусство вторгается непосредственно в жизнь.

Куратор Мария Комарова рассказывает об амбициозных планах на 2016 год: помимо образовательной программы (в том числе для сотрудников пивоваренного завода) и летней бесплатной школы по истории и теории современного искусства, продолжится программа резиденций. Первая команда резиденции проводила локальные исследования в Мытищах. В конце января открылась итоговая выставка Можно. Скорее можно, чем нельзя. Скорее нельзя, чем можно. Нельзя, в которой художники резиденции показали результаты своих исследований. Вход на выставки свободный с пятницы по воскресенье с 12.00 до 20.00.

Завод МПК
Действующий завод Московской пивоваренной компании.
Мытищи, Волковское ш., д. 12


Агентство сингулярных исследований

Основанное весной 2015 года художниками Станиславом Шурипой и Анной Титовой «Агентство сингулярных исследований» (АСИ) — необычная структура, похожая на шоу-рум и в то же время на центр исследований визуальной культуры. События, которые проходят на площадке АСИ, как правило, не укладываются в формат обычной выставки произведений искусства, это, скорее, презентации найденных документов и архивов. «В основном АСИ занимается расшифровкой и истолкованием образов, месседжей и других элементов реальности массовых коммуникаций», — поясняет Анна Титова. Недавно закрылся масштабный проект АСИ Парк „Дистопия“ — документальная реконструкция неизвестных страниц новейшей истории Москвы, где, по словам Титовой, было представлено несколько сотен фотографий, запечатлевших последствия тщательно скрываемого факта столкновения российской столицы с неизвестным небесным телом. В декабре в АСИ прошли ворк-шопы молодого художника Кирилла Савченкова под названием Horizon Community Workshop, в которых он рассказал о выживании культурного работника в новом мире корпораций, где капитализм проник даже в такие области, как астрофизика и криптозоология, в эзотерические учения и боевые искусства.

ЦТИ «Фабрика»
Творческий центр на территории бывшей фабрики технической бумаги.
Переведеновский пер., д. 18

Просмотры: 13424
Популярные материалы
1
Выход в регионы — наш долг
Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию.
13 октября 2017
2
Российский антикварный салон: последний раз на старом месте
Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже.
16 октября 2017
3
Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?
На этот вопрос отвечают директора музеев, кураторы, художники и коллекционеры в преддверии 100-летнего юбилея революции 1917 года, который сопровождается десятками выставок.
16 октября 2017
4
Три выставки недели
Неизвестный венгерский авангард в Мультимедиа Арт Музее, нащокинский дом в миниатюре в Музее А.С.Пушкина, московская графика отечественных мастеров в Новой Третьяковке.
13 октября 2017
5
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
6
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
7
Павленский играет с огнем во Франции
В ночь на понедельник художник поджег Банк Франции. Будет ли ему предъявлено обвинение, пока неизвестно.
16 октября 2017
8
В Риме открылась выставка икон из России
В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием.
16 октября 2017
9
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
10
Тайная любовь Родена к скульптурам Парфенона стала явной
Выставка Британского музея будет посвящена одержимости французского скульптора древнегреческими формами.
13 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru