The Art Newspaper Russia
Поиск

Произведения средней ценовой категории спасут рынок

Средний сегмент рынка сыграл важную роль на неуверенно прошедшей аукционной неделе в Лондоне. Благоразумные эстимейты принесли Bonhams и Christie’s неплохие результаты в условиях охлаждения рынка

Фото: Christie's

Фото: Christie's

Благодаря умеренным ценам, ориентированным скорее на средний, чем на верхний сегмент рынка, аукционным домам Bonhams и Christie’s удалось добиться убедительных результатов на торгах современным искусством, состоявшихся в конце прошлой недели.

Из четырех крупнейших аукционных домов Лондона лишь Bonhams смог оправдать собственные ожидания и получил суммарную выручку в размере £5,3 млн, или £6,4 млн с учетом комиссии покупателя, против эстимейта в £4,5–6,3 млн, продав 79% выставленных на торги работ.

Шелкография Энди Уорхола с изображением электрического стула (предварительная оценка в £4–6 млн) значилась в каталоге под номером 49, но фактически была выставлена на торгах одного лота — и так и не нашла своего покупателя. «У нас была специальная договоренность о том, чтобы эта работа могла появиться отдельно», — говорит директор отдела послевоенного и современного искусства Bonhams Ральф Тейлор. Затея провалилась.

В отличие от состоявшихся ранее на той же неделе торгов Phillips и Sotheby’s, где эстимейты оказались чересчур оптимистичными, на Bonhams почти три четверти произведений продано в пределах или даже выше предварительной оценки. Из 38 проданных лотов 42% ушло в рамках эстимейта, 32% превысили свой верхний оценочный предел, а 26% не достигли или едва дотянулись до нижней планки эстимейта.

В число работ, поднявшихся по стоимости выше прогнозов, вошли инсталляция из жестяных крышек ганского художника Эль Анацуи, проданная за £670 тыс. (£806 тыс. с комиссией, эстимейт £450–550 тыс.), и E.O.W. на ее голубом одеяле (1963) Франка Ауэрбаха, которую приобрел Оффер Ватерман за £1,75 млн (£2 млн с комиссией, эстимейт £1–1,5 млн). Стоит отметить, что одна только эта картина принесла почти столько же, сколько все торги прошлого года целиком (£1,9 млн, или £2,3 млн с комиссией).

Несмотря на предпринятую Bonhams попытку повысить статус пяти представленных на торгах женщин-художниц, результаты продаж их работ оказались очень слабыми — £119 тыс., что составило всего 2,2% от суммарной выручки аукциона в £5,3 млн. Продажа бронзовой скульптуры шестиглавой лошади Жермен Ришье всего за £190 тыс. (что ниже ее минимального эстимейта в £200 тыс.) послужила мрачным напоминанием о том, какое место женщины по-прежнему занимают на современном рынке.

Глава европейского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Фрэнсис Утред рассказал, что на этот раз аукционный дом подошел к торгам «с осторожностью», принимая во внимание нестабильную обстановку на фондовом рынке, и оценивал лоты, ориентируясь на средний сегмент рынка. Таким образом, средняя стоимость работ составила £1,1 млн — против £2,1 млн в 2015 году и £3,1 млн в 2014-м.

Однако даже снижение планки не помогло Christie’s попасть в границы эстимейта, обозначенного в пределах от £50,1 млн до £74,9 млн. Торги принесли £49,8 млн, или £58,2 млн с комиссией; всего было продано 89% выставленных работ. Результат оказался вдвое ниже, чем на аналогичных торгах в феврале прошлого года. Из 54 проданных лотов 32% ушли в рамках предварительной оценки, 36% превысили ее, а 32% не достигли или едва дотянулись до нижней планки своего эстимейта.

На торгах лидировали британские художники: их авторству принадлежат семь из десяти самых дорогих работ. Особенно хорошие результаты показали скромно оцененные произведения таких художников, как Дэвид Хокни. Картина Пляжный зонт (1971), написанная им после того, как от него ушел партнер Петер Шлезингер, привлекла шестерых покупателей и в итоге досталась галерее Gagosian за £2,7 млн (£3,1 млн с комиссией, эстимейт £1–1,5 млн).

Лондонский дилер Ник Маклин, купивший портрет Ман Рэя авторства Энди Уорхола для одного из своих клиентов и акриловое полотно Хайнца Мака, назвал этот аукцион «крайне убедительным» и обратил внимание на то, что наибольшее влияние на его результаты оказали три коллекции: Аниты и Артура Кан, Марка и Фредерики Корбио и Майлза и Ширли Файтерман.

После торгов президент Christie’s Юсси Пилкканен прокомментировал разговоры о корректировке рынка. «Если это и корректировка, то крайне резкая, — сказал он. — Наблюдающаяся устойчивая тенденция идет вразрез с теми трендами, о которых говорилось в последнее время».

Просмотры: 2804
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru