18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая жизнь московского букинистического рынка

В Москве со старой книгой и бумагой работает сейчас чуть ли не десяток аукционных домов: по традиции букинистикой занимаются «Империя», «Кабинетъ», «В Никитском», «Антиквариум» и «Три века», в конце 2015 года появились «Литфонд» (отделившийся от «В Никитском») и совсем новенький Antik BookClub. Именно продавцы букинистики (наряду с нумизматикой, но о ней разговор особый) ныне лидеры отечественного рынка.

Стремясь неординарно обозначить себя, новые игроки хотят удивить клиента и при этом сочетают светские ухаживания за публикой — конферансы и фуршеты — с твердыми коммерческими устремлениями. Активно используются на аукционах современные формы торговли — объем продаж значительно увеличился за счет интернет-покупок. Аукционные дома все время придумывают новые форматы: книги пушкинской поры и книги о путешествиях; «Антиквариум» летом предложил покупателям «петербургскую коллекцию» из семейных архивов Северной столицы, в декабре впервые в России специально собрал коллекцию самиздата.

«Русская эмаль», дом, давно признанный как знаток декоративно-прикладного искусства, ныне успешно работает с новым для себя материалом:  летом провел аукцион антикварной открытки, где уход составил 100%, в ноябре впервые провел аукцион Антикварная бумага, в декабре — букинистические торги. На этих специализированных торгах материал продавался самый разнообразный: авторская графика, гравюра, лубок, фотография, открытки, визитные карточки и так далее. К примеру, офорт Франсиско Гойи Смерть Пепе Ильо был продан всего за 50 тыс. руб., две автолитографии Анны Остроумовой-Лебедевой — за 13 тыс. и 30 тыс. руб.

В целом цены на книжные раритеты, например на прижизненные и первые издания русских классиков, растут: Стихотворения Александра Пушкина (СПб., 1835) в Antik BookClub предлагались за 2,2 млн руб. Но все же остаются в российских рамках и не сопоставимы с лондонскими книжными вершинами, где в начале декабря на Christie’s первое издание пушкинского Бориса Годунова ушло за £68,5 тыс.

Эта тенденция — не покупать на российских торгах дорогие произведения — общая для всех разделов внутреннего рынка, в том числе живописи. Именно поэтому местные продавцы ищут новый материал (более дешевый) и новые формы торговли (более демократичные). Так что следует и дальше ожидать успешного развития рынка букинистики, тиражной графики и вообще старой бумаги.

Увеличивающийся спрос, как это всегда и бывает, вызвал появление букинистических фальшивок. Уже на нескольких московских аукционах предлагались подлинные книги с автографами, которых просто не могло там быть — из-за несовпадения дат или персонажей. Например, на рынке появилась книжка стихов Марины Цветаевой с дарственной надписью Софии Парнок, романтической подруге поэтессы. Причем нежная надпись датирована несколькими месяцами раньше даты выхода книги (не говоря уже о том, что к указанному времени подруги расстались и не общались друг с другом, о чем есть множество воспоминаний современников и самих героинь).

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+