The Art Newspaper Russia
Поиск

Судьбу будущих памятников будет решать творческий совет

Творческий совет во главе с кинорежиссером Андреем Кончаловским призван выносить независимое суждение о будущих монументах. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Творческий совет во главе с кинорежиссером Андреем Кончаловским призван выносить независимое суждение о будущих монументах. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Российское военно-историческое общество (РВИО) обзавелось собственным творческим советом, во главе которого встал российский режиссер Андрей Кончаловский. Предполагается, что совет будет обсуждать проекты памятников, воздвигаемых по инициативе РВИО, уточнять технические задания и принимать непосредственное участие в утверждении проектов, предложенных к установке. В состав совета также вошли директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, поэт Андрей Дементьев, обозреватель телеканала «Россия — Культура» Владислав Флярковский, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский, главный редактор газеты «Аргументы и факты» Николай Зятьков, редактор газеты «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин, научный директор РВИО Михаил Мягков и секретарь РВИО Алексей Кондратьев.

По словам председателя РВИО, министра культуры РФ Владимира Мединского, «давно возникла необходимость привлекать к обсуждению нашей работы людей творческих, ярких, людей, чье творчество не связано непосредственно с монументальным искусством и зодчеством, чтобы не было никакого лоббирования и взаимных обязательств». Председатель творческого совета Андрей Кончаловский добавил, что «очень важно собраться интеллектуальной элите нашего общества, потому что мы, в общем-то, представляем зрителей. Важно, что зрители могут высказать свои пожелания». Также, по мнению режиссера, за последние 30 лет «монументальное искусство в России не продвинулось никуда, если не сказать, что оно в определенном смысле деградировало»; очень важным он считает в создании памятников опираться на традицию и дореволюционного, и советского искусства.

До формирования творческого совета Российское военно-историческое общество вело активную деятельность по увековечиванию исторических событий и персоналий в монументальном искусстве: за три года работы на внебюджетные средства (общество ставит памятники на частные пожертвования) был установлен 51 памятник и более 600 мемориальных досок по всей России и за рубежом. Самым известным стал неустановленный пока памятник князю Владимиру, вызвавший бурное обсуждение общественности. С инициативой по организации конкурса на лучшее архитектурно-художественное решение и установку памятника РВИО выступило осенью 2014 года. Первая заявка в комиссию по монументальному искусству от РВИО касалась Лубянской площади, но была отвергнута. Тогда был предложен вариант смотровой площадки Воробьевых гор, рядом с главным зданием Московского государственного университета. Однако здесь инициатива РВИО натолкнулась на общественный протест, связанный как с эстетической стороной вопроса, так и с угрозой оползня, который мог случиться под тяжестью монумента. От этой идеи в итоге пришлось отказаться. Закрытый конкурс на проект памятника состоялся весной 2015 года, когда анонимная комиссия РВИО выбрала работу Салавата Щербакова, с которым общество и до этого активно сотрудничало. После проведения открытого интернет-голосования был выбран вариант установки памятника на Боровицкой площади, подана и согласована в Мосгордуме соответствующая заявка, однако планировавшаяся 4 ноября 2015 года установка монумента не состоялась.

Стоит отметить, что, по заявлению ЮНЕСКО, решение о возведении памятника князю Владимиру на Боровицкой площади принималось без консультаций с МИД России и без учета требования Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного наследия. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (консультативный орган ЮНЕСКО) 15 января заявил, что «установка памятника может иметь негативные последствия для выдающегося всемирного значения объекта» и «для устранения возможности такого воздействия рекомендуется подобрать для монумента другое место».
 

Просмотры: 2373
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru