The Art Newspaper Russia
Поиск

Арт-рынок взяли в оборот

Законопроект «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», разработанный Комитетом по вопросам собственности Государственной Думы РФ, вызвал резкое неприятие участников арт-рынка.

События последнего времени сплотили всех — или почти всех. Проект закона «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», который предлагает владельцам культурных ценностей заводить на них паспорта с экспертизами и оценками и вносить все эти сведения в специальный «Реестр предметов культурных ценностей», вызвал резкое неприятие антикваров и арт-дилеров. Они считают, что эффект от закона будет прямо противоположен заявленному: вместо того, чтобы вывести оборот предметов искусства из тени, он прочно загонит его обратно на черный рынок. Эксперты тоже недоумевают: документ под названием «Национальный стандарт комплексной экспертизы культурных ценностей. Требования», на который будет опираться паспортизация предметов культуры и искусства, разработан без консультаций с профессионалами. Мнения коллекционеров, кажется, разделились. Например, Феликс Комаров (выставка работ Эрнста Неизвестного из его коллекции сейчас идет в Манеже) поддерживает проект, другие владельцы искусства относятся к нему крайне скептически.

«Как человек, который 46 лет занимается этим бизнесом, — сказал TANR коллекционер и галерист Валерий Дудаков, — могу сказать, что к этой инициативе отношусь не только скептически, но и с определенным юмором. Это не только глупо и несвоевременно, но и жуликовато. Могу рассказать небольшую историю. В 1983 году меня попросили быть посредником при продаже работ дочери Малевича Уны Казимировны Василию Ракитину, впоследствии автору каталога коллекции Костаки. За год до этого, в 1982 году, вышел подзаконный акт, по которому все сделки с искусством нужно было регистрировать в Министерстве культуры. Уна Казимировна как человек законопослушный попросила меня сходить с ней в министерство и зарегистрировать нашу сделку. Мы пришли, нашли соответствующий кабинет, и сидевший там чиновник сказал нам, что подзаконный акт уже приняли, а вот завести штат и амбарную книгу для записей сделок забыли. Так что и к нынешним законотворческим инициативам я иначе как с юмором относиться не могу».

Действующие антиквары реагируют более жестко. «Принятие этого документа приведет к разрушению сложившихся, понятных всем и основанных на уже существующих законах правил на рынке искусства, уничтожению легального оборота культурных ценностей, — говорит от лица всех членов Международной ассоциации антикваров и арт-дилеров (МКААД) Василий Бычков. — Авторы законопроекта пытаются придать ему ложную значимость для государства и общества, на самом деле прикрывая свои реальные намерения — контроль и регулирование с целью извлечения дохода. Для этого они создают непреодолимые сложности в обороте культурных ценностей за счет введения в правовую систему жестких ограничений».

Сложностей и ограничений в проекте закона действительно предостаточно. Главная — что культурная ценность без паспорта оказывается исключена из легального оборота, ее нельзя ни продавать-покупать, ни вывозить, даже временно, ни, например, разыскивать в случае кражи. А чтобы получить паспорт, владелец предмета должен оплатить экспертизу, сделанную по новому стандарту. Этот стандарт включает, кроме прочего, трасологическую экспертизу, то есть изучение следов повреждений и обстоятельств их нанесения, и генетическую, которая поможет, по мнению авторов документа, подтвердить, что художник прикасался к полотну, или найти следы ДНК прежних владельцев — ну, например, членов царской семьи. Кто это будет делать, с какой базой сравнивать и сколько это будет стоить владельцу — проект закона умалчивает.

«Пользы для экспертного сообщества в предложенном „нацстандарте“ особенно никакой, — считает Александр Попов, директор Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) им. П.М.Третьякова. — Если рассматривать проект с точки зрения защиты рынка от недобросовестных экспертов — он не будет работать, так как записанным в нем формальным требованиям к эксперту соответствует масса людей, не имеющих к этой деятельности никакого отношения. Вступай в СРО, плати взносы — и ты эксперт! Кроме того, там присутствуют совершенно нелепые требования к эксперту в виде десяти лет рабочего стажа. Такой порог не защитит рынок от дилетанта, формально числящегося в каком-нибудь музее и, как это часто водится, ничего не понимающего в экспертной работе, но на корню зарубит приток молодых специалистов в профильные экспертные организации и соответствующие отделы государственных структур.

В стандарте напрочь перепутаны и перемешаны понятия судебной и несудебной экспертизы. Эти понятия имеют совершенно различную правовую природу и совершенно разные механизмы правового регулирования. К тому же стандарт явно противоречит действующему законодательству о ввозе и вывозе культурных ценностей.

Рабочая группа, готовившая стандарт, не включала в себя профильных специалистов из госорганизаций: ни из ВХНРЦ им. Грабаря, ни из Эрмитажа, ни из Русского музея. Да и замечания присутствующих специалистов (из НИНЭ и других организаций) не особенно учитывались при составлении итогового текста. Мы так до сих пор и не добились внесения ряда правок.

Отдельно нужно отметить, конечно, некоторую аморфность нашего профессионального сообщества, так как выяснилось, что мы на сегодняшний день единственная организация, официально подавшая в Технический комитет по стандартизации «Судебная экспертиза» свой отзыв и замечания на проект стандарта. Хотелось бы, чтобы коллеги как-то активнее выражали позицию по этому вопросу и за пределами своих кабинетов и лабораторий».

Полученный паспорт на произведение искусства должен быть внесен, вместе с данными на владельца, в специальный реестр. Кто его будет вести и как гарантировать его приватность, тоже неясно. Георгий Сытенко, замдиректора департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры России, на обсуждении законопроекта указал на многие проблемы, которые Минкульт, при одобрении идеи в целом, видит в ее воплощении. Это и многочисленные неувязки с другими, действующими законами, и непонятное разграничение зон ответственности, и неопределенный источник финансирования.

Больше же всего (если отрешиться от мелочей вроде нарушения конституционных прав граждан) законопроект «Об обороте» поражает грандиозностью. Музейный фонд РФ насчитывает свыше 80 млн единиц; если предположить, что во владении граждан находится примерно десятая часть от этого количества, — 8 млн культурных ценностей должны быть паспортизированы и внесены в реестр. И ведь тут речь об очевидном: живописи, рисунке, старой бронзе… А закон предложено распространить на гораздо более широкий спектр предметов.

«Культурные ценности как юридическая дефиниция — предмет темный и специфическому правовому регулированию поддается с трудом, — пояснила TANR Ольга Мазур, лондонский консультант по правовым вопросам оборота культурных ценностей. — В представленном законопроекте неискушенный законодатель относит к культурным ценностям „движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, и имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение“. Согласно подобному определению практически все окружающие нас на территории РФ предметы материального мира могут выступить в качестве культурных ценностей. Например, семейные фотографии, тем более давние, безусловно, свидетели времени, имеют историческое значение. Предметы быта и интерьера в каждом российском доме в той или иной степени созданы творческим трудом и вполне обладают художественным и культурным значением. Первой целью федерального закона законодатель ставит „получение наиболее полного представления о культурных ценностях, находящихся в Российской Федерации“ — поистине непосильная задача».

Общественное обсуждение проекта закона разгорается и получит продолжение в четверг 4 февраля, когда критики закона проведут специальную пресс-конференцию.

Материалы по теме
Просмотры: 9132
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Анита Заблудович: «В начале карьеры художник уязвим»
Пойу и Анита Заблудович входят в топ самых богатых людей Великобритании и в мировые списки меценатов. Анита Заблудович рассказала о коллекционировании медиаарта, превращении церкви в храм искусства и выставке своего собрания в Мультимедиа Арт Музее.
19 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru