The Art Newspaper Russia
Поиск

Железные цветы Николая Полисского

Неделю назад на металлургическом заводе в тайваньской провинции Мяоли открылась выставка работ главного российского лендартиста Николая Полисского. TANR посетила выставку, познакомилась с тайваньскими меценатами и узнала, за что они внезапно полюбили русское искусство.

Миссис Сюзи Хо, председатель совета культурного фонда тайваньской сталепрокатной корпорации «Тон Хо Стил» — христианка и бизнес-леди, — легко сочетает английский с китайским, а возглас «аллилуйя» — с поэтическим описанием заснеженных гор — благоприятного признака в день презентации третьей художественной резиденции фонда «Тон Хо». Миссис Хо не была знакома ни с одним русским до того, как повстречала Николая Полисского. «Мама остерегала меня, говорила, что с русскими лучше дел не иметь, и я была приятно удивлена, когда познакомилась с Николаем. Он замечательный, он джентльмен». Сама Сюзи Хо интересуется современным искусством с 1970-х годов, когда она владела галереей, название которой на русский переводится как «весна». Этот опыт привел ее к идее совмещения семейного бизнеса с миром искусства.

В небольшой комнате для приемов на одном из трех предприятий, принадлежащих ее семье, миссис Хо рассказывает, что в этом году фонд в третий раз устраивает на заводе резиденцию для художников: приглашаются один тайваньский и один зарубежный автор. Николай Полисский стал первым русским художником, которого позвали участвовать в этой программе. За окном можно видеть результат — около десятка скульптур, сделанных из металла, оставшегося после производства стальных строительных балок. В основном это металлические цветы, сложенные из длинных и узких лепестков металла и наполовину утопленные в небольшом водоеме, отделяющем цеха завода от территории для гостей. Среди цветов есть и гигантская «мухоловка» из ковша экскаватора, и высокая башня из металлических лотосов-дисков с загнутыми в разные стороны лепестками — то как у растения, то как у древней свастики. С небольшого моста, переброшенного над водоемом, можно наблюдать за тем, как среди металлических скульптур плавают радужные рыбы. Николай Полисский, который провел на Тайване в этот раз почти два месяца, рассказывает, что уровень воды в пруду специально подняли, чтобы рыба могла переплыть из соседней заводи и украсить инсталляцию — это была идея директора завода.

Одной из причин того, почему обычно работающий в России и в Европе Николай Полисский заинтересовался предложением сделать что-нибудь на тайваньском заводе, был совместный труд с рабочими, которые стали непосредственными исполнителями его идей. Создателю артели из жителей деревни Никола-Ленивец это показалось интересным опытом. Проект начался с отбора подходящих материалов. По словам Полисского, он переживал насчет замысла, потому что не был уверен в том, что ему удастся подобрать подходящие детали, ведь в его случае, получится работа или нет, зависит именно от материала, а не наоборот. Все сложилось, когда он увидел на свалке обрезки стальных балок, которые немного сплющивались и закруглялись к концам. Лотосы и свастики — сложно представить себе более подходящие символы для острова Тайвань, где даосские храмы и огромные скульптуры святых встречаются вдоль дорог так же часто, как заводы по сборке электронных приборов.

По условиям программы резиденции художник должен оставить фонду лишь одну скульптуру, с остальными он может поступать по своему усмотрению. Николай Полисский, не раздумывая, оставил все фонду — это более 30 тонн металла. Не исключено, что скульптуры захочет купить кто-то из местных коллекционеров: на Тайване с уважением относятся к монументальному искусству.

«Это рай для художника, здесь все устроено так, чтобы было приятно работать», — Николай Полисский еле успевает позировать для фотографий и пожимать руки. На двух автобусах из Тайбэя на презентацию пожаловали гости, среди которых главный художественный критик из местного университета, ректор университета и профессор Лю, который читает там курс современной скульптуры. С Полисским многие из них знакомы по Фестивалю железной скульптуры 2014 года в Каошонге, портовом городе на юге Тайваня, где Николай сделал объект из огромного мотка якорной цепи.

По словам работников фонда «Тон Хо», пребывание одного художника в резиденции обходится примерно в 2,5 млн новых тайваньских долларов в год — это около 5 млн руб. по нынешнему курсу. Выгоды резиденция не приносит, это личный вклад миссис Сюзи Хо в тайваньскую культуру и в образование рабочих. «Сначала они стеснялись, но на третий год им понравилось заниматься искусством», — рассказывает она.

В ближайших планах — создание общественного парка, где будет выставлена скульптура из собрания фонда. Там ее сможет увидеть больше людей, чем на режимной территории действующего завода.

Второй участник резиденции на заводе «Тон Хо» тайванец Вен Чжи Ванг сделал свои скульптуры из «грязного» металла, который остается на дне сталеварных чанов. Его работы рассчитаны на прямое взаимодействие со зрителем: в них можно садиться и заходить внутрь, чем поспешили воспользоваться почетные гости. В отличие от Полисского, который привык работать в крупной, почти архитектурной форме, Вен Чжи Ванг — более классический скульптор, придающий большое значение фактуре.

Вообще, судя по тем произведениям, которые фонд сохранил от прошлых резиденций, скульптура человеческого масштаба, желательно антропоморфная, находит наибольший отклик в сердцах тайваньцев. Что касается стиля, то они ценят абстрактное искусство, как у британца Филиппа Кинга, ученика Генри Мура. Филипп Кинг был гостем первой художественной резиденции.

Любовь к академизму — еще одна черта тайваньской художественной сцены. Филипп Кинг не самый популярный в мире автор, зато он был президентом Королевской академии в Лондоне. Выбор Николая Полисского стал некоторым отклонением от выбранного курса, ведь академиком его никак не назвать. «Скажите, а Николай — известный в России художник?» — шепотом спросила в такси работница фонда и очень обрадовалась, получив положительный ответ. К тому же скоро он станет и одним из самых известных художников на Тайване: на открытии выставки по итогам резиденции выяснилось, что Николай Полисский получит еще одно приглашение — поучаствовать в местном фестивале.

Материалы по теме
Просмотры: 4089
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
3
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
4
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
5
Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA
BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в Брюсселе в 65-й раз с 26 января по 2 февраля. Место почетного гостя займут благотворительная выставка и аукцион, на котором продадут пять фрагментов Берлинской стены.
13 января 2020
6
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
7
В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот
В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство.
13 января 2020
8
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
9
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
10
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru