The Art Newspaper Russia
Поиск

Истинный лик Богоматери Боголюбской

Длившаяся с перерывами почти столетие реставрация древнерусской иконы практически завершена. В ходе работ обнаружены неизвестные ранее фрагменты живописи XII века, в том числе на лике Богоматери. С 28 января выставку-отчет о проделанной работе можно будет увидеть в ВХНРЦ им.Грабаря.

На выставке «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. 100 лет исследований — ответы реставрации» во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря покажут копию-реконструкцию Боголюбской Божией Матери, воссоздающую первоначальный замысел иконописца XII века, и множество фотоматериалов. Сама же икона сейчас находится на двухлетнем профилактическом наблюдении в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История Богоматери Боголюбской полна драматических событий. По преданию, икона была написана по личному заказу князя Андрея Боголюбского как предалтарный образ для собора Рождества Богородицы Боголюбского монастыря под Владимиром, парный к утраченному образу Христа. Ее создание принято датировать 1158–1160 годами. Уже ранние свидетельства упоминают богатый оклад иконы, впоследствии несколько раз заменявшийся. И композиция, и стиль памятника выдают византийское влияние — его создателем, вероятно, был греческий либо хорошо знакомый с искусством Константинополя русский мастер.

Вплоть до революции икона хранилась в Боголюбском монастыре. В 1918 году ее исследовала Комиссия по сохранению и реставрации древней живописи под руководством знаменитого искусствоведа Игоря Грабаря. По его словам, когда икона была освобождена от оклада, «глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем... доска большею частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляла собой труху, сыпавшуюся при малейшем прикосновении, на доске была найдена и живая личинка червя…» Тогда на месте утрат были сделаны восковые вставки, а сама икона заключена в металлический герметичный киот. В 1946 году образ был передан во Владимирский музей. В 1956-м были сделаны новые пробные раскрытия, а двумя годами позже в Москве началась комплексная реставрация, завершившаяся через 20 с лишним лет, в 1978 году.

В 1993 году, на волне возрождения Церкви, Богоматерь Боголюбская по личной просьбе главы епархии была передана из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. По договоренности между музеем и обителью образ оставался в открытом для прихожан соборе в специальном климатическом киоте, обеспечивающем определенный уровень влажности и тепла. Как выяснилось позднее, климатическая витрина работала лишь в половину мощности: из четырех кассет, поддерживающих микроклимат, работали только две, одна и вовсе была продана. После одного из очередных обследований разразился громкий скандал, и в 2009 году в аварийном состоянии икона была возвращена в музей и на реставрацию.

«Мы не делали пятилетку в четыре года, и это очень важно, — рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. — Памятник настолько сложный, я вообще не знаю, как грабаревцы рискнули все это взвалить на свои плечи. Потому что проиграть ситуацию заранее, даже после всех исследований, которые икона прошла (и инфракрасное, и 3D-сканирование, и даже компьютерный томограф), понять, что там находится внутри, и прогнозировать, как будет идти реставрация, было невозможно».

Наличие неизвестной авторской живописи было зафиксировано еще в ходе реставрационных работ 1970-х годов, но доступные тогда средства не позволили довести работу до конца. И только теперь оказалось возможным найти и высвободить из-под слоев многовековых записей фрагменты оригинальной живописи 1158–1160-х годов и ввести в научный оборот неизвестную до этого древнюю живопись.

Остатки нижнего авторского слоя иконы были обнаружены в наиболее важных частях композиции: были раскрыты детали лика, рук Богоматери и ее одеяния. Сенсационность открытия связана, кроме прочего, с редкостью обнаруженного материала. Живописные произведения XII века, сохранившиеся на территории России, можно пересчитать по пальцам, тем более такого выдающегося качества, как образ Богоматери Боголюбской, принадлежащий к числу древнейших сохранившихся русских икон.

Последний этап реставрации продолжался более пяти лет. Как рассказал реставратор высшей категории ВХНРЦ им.Грабаря Александр Горматюк, «в процессе укрепления и антиаварийных работ выяснилось, что необходимо снять какое-то количество записных слоев, которые мешают и разрушают икону. В результате всех этих работ начала появляться сама живопись XII века. Новые технологии, новые возможности позволили, по сути дела, завершить тот процесс, который вели несколько поколений реставраторов нашего центра, подытожить этот труд великим открытием — открытием самого лика Богородицы, написанного в третьей четверти XII века, и достаточно большого объема живописи одежды Богородицы, что позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Само по себе это имеет удивительно важное значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для простых россиян, для которых эта икона по-прежнему является чудотворным образом».

Просмотры: 13408
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
7
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
8
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
9
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
10
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru