The Art Newspaper Russia
Поиск

Пьеро ди Козимо, любимец американцев

Пьеро ди Козимо. «Встреча Марии и Елизаветы со святыми Николаем и Антонием Великим». Ок. 1490

Пьеро ди Козимо. «Встреча Марии и Елизаветы со святыми Николаем и Антонием Великим». Ок. 1490

В 1920-е годы английский художественный критик и живописец Роджер Фрай писал о «невероятно мрачном индивидуализме» и «причудливой фантазии» Пьеро ди Козимо (1462–1522). В 1932 году, когда художественный музей «Уодсворт Атенеум» приобрел картину, в то время известную как «Гилас и нимфы» (сейчас она носит название «Обнаружение Вулкана на Лемносе»), его директор Чик Остин (Артур Эверетт) упомянул о «здоровой наивности» художника. В начале XX века Пьеро ди Козимо называли предтечей сюрреализма, а исключительный стиль его творчества и самой жизни подчеркивал уже Джорджо Вазари, владевший картиной «Венера, Марс и Купидон», сегодня хранящейся в Берлине, но главной работой мастера считавший все-таки «Персея и Андромеду» из нынешней коллекции галереи Уффици во Флоренции.

Современник Боттичелли и Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо успешно занимался алтарной живописью, писал портреты и картины на мифологические сюжеты, а также создавал на заказ временное убранство по различным поводам. При этом, как отмечал Вазари, он обладал способностью менять свой стиль от произведения к произведению, и, поскольку возрождение интереса к искусству XV века началось лишь с наступлением XIX столетия, составить не вызывающий сомнений корпус работ этого художника оказалось проблематично. Определение хронологии их создания также представлялось затруднительным из-за ограниченного числа дошедших до нас документов.

Пионерами в деле установления авторства Пьеро ди Козимо были английские и немецкие коллекционеры и арт-дилеры. А первую работу живописца, попавшую в США, приобрел живший в 1850-х годах во Флоренции американский коллекционер Джеймс Джексон Джарвз. Это была «Мадонна с Младенцем и святыми Викентием Феррером и Иеронимом», сейчас находящаяся в Художественной галерее Йельского университета. В то время она ошибочно приписывалась кисти другого художника, как и многие произведения Пьеро ди Козимо, оказавшиеся в американских собраниях.

В феврале — марте минувшего года эти работы, значительная часть которых по-прежнему хранится в североамериканских коллекциях, представили в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Экспозиция была расширена за счет произведений из музеев Италии, впервые Вашингтон и Флоренция организовали совместную выставку, которую летом — осенью прошлого года показали в Уффици, дополнив рисунками Пьеро. Посетители обеих выставок получили уникальную возможность увидеть такое большое количество собранных вместе произведений этого удивительного художника. К вашингтонской выставке и был выпущен каталог Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence («Пьеро ди Козимо: Поэзия живописи в ренессансной Флоренции») под редакцией куратора Национальной художественной галереи Гретхен Хиршауэр и Денниса Джеронимуса, чья монография, посвященная живописцу, вышла в 2006 году.

В выставку, о которой рассказывает книга, вошло 38 картин, многие из которых обычно сложно увидеть. Благодаря сотрудничеству с Уффици организаторам удалось получить экспонаты и из других итальянских собраний, а каталог пополнился сведениями о провенансе работ, отсутствовавшими в монографии Джеронимуса. И хотя важнейшие произведения Пьеро ди Козимо из художественных коллекций Лондона, Оксфорда, Берлина и Дрездена (а также, например, самое известное — «Портрет Симонетты Веспуччи в образе Клеопатры» из Шантильи) не были представлены ни в Вашингтоне, ни во Флоренции, о них говорится во вводных статьях книги.

Серена Падовани рассказывает о Пьеро как портретисте; Дункан Балл представил новую интерпретацию соотношения панелей диптиха с портретами архитектора Джулиано да Сангалло и его отца, привезенными из амстердамского Рейксмузеума. В выставку также были включены такие важные алтарные композиции из американских музеев, как Алтарь Пульезе из Художественного музея Сент-Луиса, «Встреча Марии и Елизаветы со святыми Николаем и Антонием Великим» из Национальной художественной галереи (обе происходят из британских коллекций) и алтарная картина, привезенная из флорентийской Оспедале дельи Инноченти, тоже созданная по заказу семьи Пульезе.

Сразу два автора, Элисон Лачс и Деннис Джеронимус, обращают внимание на влияние, которое оказал на натуралистический стиль Алтаря Портинари Пьеро ди Козимо ведущий нидерландский художник Хуго ван дер Гус, приехавший во Флоренцию в 1483 году. Джеронимус также пишет о связи трактата «О природе вещей» Лукреция с выделяющимся на фоне современников примитивизмом Пьеро, очевидным в его наиболее выдающихся работах — шпалерах (горизонтальных картинах с изображением, как правило, мифических животных), создававшихся для жилых интерьеров во дворцах знаменитых флорентийских семейств: Строцци, Веспуччи и Пульезе.

Элизабет Уолмсли в статье, посвященной живописной технике, доказывает, что влияние на мастера нидерландской масляной живописи ограничивается добавлением лессировки к традиционной штриховке темперой. А из работ Гретхен Хиршауэр и Вирджинии Бриллиант можно узнать интереснейшие факты, связанные с восприятием творчества Пьеро ди Козимо искусствоведами ХХ века, и об удивительных путях, которые привели его произведения в Америку.

Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence / Gretchen Hirschauer and Dennis Geronimus, eds. The National Gallery of Art, Washington, DC, in association with Lund Humphries. 240 с. £45, $75. На английском языке

Просмотры: 2713
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
10
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru