The Art Newspaper Russia
Поиск

Иконы в трех поколениях

В Музее русской иконы идет выставка икон из легендарного собрания Воробьевых, существующего уже более полувека и созданного тремя поколениями одной семьи.

На выставке «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых» коллекция икон Воробьевых впервые представлена в полном объеме, вместе с прекрасным собранием резной скульптуры и городецких прялочных донец.

По словам основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова, эта экспозиция станет первой в серии монографических выставок собраний отдельных коллекционеров, планирующейся в музее.

История коллекционирования икон в России — процесс нелинейный. Следы взлета интереса к иконописи в начале XX века, когда создавались собрания Ильи Остроухова и художников Серебряного века, мы видим сегодня в коллекциях государственных музеев. Потом перерыв на полвека — и в 1960-е годы творческая интеллигенция (только теперь уже советская) стала открывать для себя русскую икону.

Встреча в конце 1950-х годов с Павлом Кориным и впечатление от его домашнего собрания икон в особняке на Малой Пироговской подтолкнули художника Николая Воробьева к созданию собственной коллекции. В первые годы своего существования (1962–1963) она пополнялась и иконами XVII–XIX веков, но постепенно они уступили место более ранним произведениям: пристрастия коллекционера и его сына Сергея, присоединившегося к отцу, были связаны с периодом XIV–XVI столетий. Иконы в коллекции Воробьевых, не обращавшихся к дилерам, а полагавшихся на собственные знания и чутье, появлялись, как и у большинства советских собирателей, в основном путем обмена, продажи были редки, да в то время и небезопасны. Профессиональный, коллекционерский и общественный авторитет Николая Воробьева в значительной степени помог организовать ставшую легендарной выставку икон из частных собраний в Музее Андрея Рублева (1974) — первую в советское время. Тогда же ведущая роль в пополнении коллекции переходит к Сергею Воробьеву, художнику и реставратору.

На выставке сразу притягивает взгляд «Богоявление» второй половины XV века работы мастера московской школы — с лаконичной иконографией и сдержанной цветовой гаммой, где завораживают голубизной воды Иордана. Она интересна еще и тем, что является уникальным примером расположения авторской подписи не на полях, не в нижней части средника, а непосредственно внутри сюжета, практически в центре иконы. Судя по всему, неизвестный нам автор, в творчестве которого прослеживается влияние Рублева и Дионисия, понимал значимость своей работы.

Вторая доминанта экспозиции — и по художественным достоинствам, и по размеру — «Спас Вседержитель» (первая треть — вторая четверть XVI века), в которой прослеживается связь с рублевской художественной традицией, сразу вызывая в памяти знаменитый «Спас» Звенигородского чина из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Среди других икон, которые сам Сергей Воробьев особо отмечает в своей коллекции — «Чудо Георгия о змие» XIV века (отличной сохранности, сходное по иконографии с образами из собраний Русского музея и Третьяковской галереи) с Георгием на прекрасном черно-зеленом коне и спасенной девушкой, уводящей на собственном поясе послушного, «аки овца», змия в город; нежная и поэтичная «Богоматерь Умиление (Ярославская)» XV века (эта икона, наряду с «Великомучеником Никитой, побивающим беса» XV века, задала временные рамки создававшейся в 1960-е годы коллекции); редкой сохранности «Богоматерь Одигитрия» XVI века на зеленом облачном фоне, лик которой, по словам коллекционера, может отразить все, что происходит с тем, кто живет рядом с этим образом: и плохое, и хорошее.

Организаторам выставки удалось и частично реконструировать коллекцию Воробьевых в том виде, в котором она существовала в прошлые годы, включив в экспозицию иконы, в силу различных обстоятельств перешедшие к другим владельцам, среди которых Олег Тарасов, Александр Липницкий, Гари Татинцян, Собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Музей русской иконы
До 15 марта

Материалы по теме
Просмотры: 6552
Популярные материалы
1
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
2
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
3
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
4
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
5
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
6
Месяц музеев
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о вернисажах октября в Москве и мире.
09 октября 2019
7
Зачем тереть бронзовым собакам нос?
Московский метрополитен ответил Музею архитектуры, обеспокоенному судьбой скульптур Матвея Манизера на станции «Площадь Революции».
10 октября 2019
8
Йоко Оно: «Да, мечтать, небо»
Йоко Оно накануне открытия своей выставки в Московском музее современного искусства в рамках фестиваля «Территория» дала только одно интервью. Японская авангардистка рассказала нам, какие три понятия определяют ее как художника.
10 октября 2019
9
Итальянский суд запретил вывозить «Витрувианского человека» Леонардо в Лувр
Постановление также приостановило действие соглашения о музейном обмене между Италией и Францией.
10 октября 2019
10
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru