18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Рембрандта и Матисса из Детройтского музея могут уйти с молотка из-за банкротства города

Директор художественного музея готовится к долгим боям, тем временем Christie’s уже начал оценку работ.

Еще до того как 18 июля город Детройт официально объявил о банкротстве, разгорелись бурные споры о судьбе коллекции Детройтского института искусств. Некоторые были возмущены тем, что картины будут распроданы для того, чтобы город смог заплатить по долгам, но многие призывали подумать о пенсионерах и простых горожанах, которые испытывают серьезные трудности. В августе кризис-менеджер города Кевин Орр обратился в Christie’s с просьбой оценить коллекцию музея.

Грэм Бил, директор Детройтского института искусств, призывает сохранять спокойствие, так как осуществить принудительную продажу не так просто. Против распродажи коллекции выступил сам генеральный прокурор штата Мичиган Билл Шютте, который 13 июня заявил, что даже часть музейной коллекции не может быть продана или передана в другие руки с целью погашения долгов города. Опираясь на законы штата, которые регулируют деятельность благотворительных фондов, Шютте подчеркивает, что фонды могут использоваться только для развития самого музея — приобретения новых произведений искусства, а также для поддержания экспонатов в хорошем состоянии.

Здание и коллекция Детройтского института искусств принадлежат городу, и в этом состоит его отличие от большинства других американских арт-институций такого масштаба. С 1998 года музеем управляет независимая некоммерческая организация Founders Society. «Являясь попечителем коллекции, город может использовать собрание только для нужд музея», — говорит Шютте.

Еще одним препятствием для распродажи картин может стать закон, принятый сенатом штата в июне. Он предписывает мичиганским музеям следовать кодексу этики Американского альянса музеев, который разрешает продавать произведения искусства только для того, чтобы приобретать новые работы. Сейчас этот закон передан в палату представителей, но его не успели рассмотреть до летних каникул. Если закон будет принят, его еще должен подписать губернатор Мичигана Рик Снайдер. Он, в свою очередь, подчеркивает, что никто не планирует продавать собрание, но должна быть проведена полная оценка городского имущества. Ситуацию осложняет и история музея: в 1885 году он был основан как частная организация, но затем последовал финансовый кризис, и Институт искусств перешел в управление городских властей. Однако Де-тройт не слишком активно поддерживал музей, который при покупке произведений искусства и реализации масштабных проектов во многом вынужден был полагаться на частные пожертвования. «Начиная с 1970-х годов Детройт дает музею все меньше денег. В начале 1990-х город обеспечивал всего $300 тыс. из его 25-миллионного бюджета. С тех пор как мы взяли на себя управление музеем в 1998 году, нам удалось собрать более $360 млн пожертвований. Мы осуществили полномасштабную реконструкцию здания, которая обошлась в $170 млн. Функционирование музея всегда обеспечивалось и государством, и частными пожертвованиями», — говорит Грэм Бил. По его словам, последний раз Детройт приобретал произведения искусства ровно 60 лет назад. «Приобре-тения некоторых произведений, сделанные при участиигорода, финансировались также за счет многих других частных и государственных фондов. К сожалению, не все обращают внимание на тот факт, что эти вещи имеют иной статус, чем те, которые были куплены полностью на государственные деньги». Три округа, прилегающих к Детройтскому институту искусств, приняли ряд налогов на собственность, которые принесут в бюджет музея $23 млн в течение ближайших десяти лет. Официальные лица подчеркивают, что выплаты будут прекращены, если музей продаст лучшие работы.

«Из 60 тыс. работ, входящих в собрание, около 3,3 тыс. были куплены городскими властями, и в их число вхо-
дят уникальные и чрезвычайно ценные вещи», — рассказывает Грэм Бил. Именно эти работы находятся под наибольшей угрозой продажи. Директор Детройтского института искусств подтверждает, что Christie’s пока что оценивает только то, что приобретено за счет городского бюджета. «Поскольку на продажу имеются ограничения, они концентрируются на работах, которые были куплены городом», — говорит он.

«Если споры о продаже коллекции дойдут до суда, то юристам с обеих сторон придется готовить особую справку о каждом объекте: на каких условиях он был получен музеем и какие ограничения наложены на его продажу», — поясняет юрист Мелинда Агстен.

Даже если коллекция живописи, которая предварительно оценивается в $2 млрд, будет распродана целиком, это не покроет полностью долги Детройта, составляющие на данный момент более $18 млрд. Звучали предложения не продавать собрание, а получать от него прибыль, отдавая в аренду значимые работы. Кроме того, музей мог бы выкупить произведения у города. Всеобщее внимание будет приковано к Детройту на протяжении ближайших месяцев, а может быть, и лет. Борьба за сохранение коллекции обещает быть долгой. «Известно, что происходит в судах: выигрываешь, проигрываешь, подаешь апелляции, — говорит Бил. — Надеюсь, нам не придется этим заниматься».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+