The Art Newspaper Russia
Поиск

Шедевры Рембрандта и Матисса из Детройтского музея могут уйти с молотка из-за банкротства города

courtesy Detroit Institute of Arts

courtesy Detroit Institute of Arts

Директор художественного музея готовится к долгим боям, тем временем Christie’s уже начал оценку работ.

Еще до того как 18 июля город Детройт официально объявил о банкротстве, разгорелись бурные споры о судьбе коллекции Детройтского института искусств. Некоторые были возмущены тем, что картины будут распроданы для того, чтобы город смог заплатить по долгам, но многие призывали подумать о пенсионерах и простых горожанах, которые испытывают серьезные трудности. В августе кризис-менеджер города Кевин Орр обратился в Christie’s с просьбой оценить коллекцию музея.

Грэм Бил, директор Детройтского института искусств, призывает сохранять спокойствие, так как осуществить принудительную продажу не так просто. Против распродажи коллекции выступил сам генеральный прокурор штата Мичиган Билл Шютте, который 13 июня заявил, что даже часть музейной коллекции не может быть продана или передана в другие руки с целью погашения долгов города. Опираясь на законы штата, которые регулируют деятельность благотворительных фондов, Шютте подчеркивает, что фонды могут использоваться только для развития самого музея — приобретения новых произведений искусства, а также для поддержания экспонатов в хорошем состоянии.

Здание и коллекция Детройтского института искусств принадлежат городу, и в этом состоит его отличие от большинства других американских арт-институций такого масштаба. С 1998 года музеем управляет независимая некоммерческая организация Founders Society. «Являясь попечителем коллекции, город может использовать собрание только для нужд музея», — говорит Шютте.

Еще одним препятствием для распродажи картин может стать закон, принятый сенатом штата в июне. Он предписывает мичиганским музеям следовать кодексу этики Американского альянса музеев, который разрешает продавать произведения искусства только для того, чтобы приобретать новые работы. Сейчас этот закон передан в палату представителей, но его не успели рассмотреть до летних каникул. Если закон будет принят, его еще должен подписать губернатор Мичигана Рик Снайдер. Он, в свою очередь, подчеркивает, что никто не планирует продавать собрание, но должна быть проведена полная оценка городского имущества. Ситуацию осложняет и история музея: в 1885 году он был основан как частная организация, но затем последовал финансовый кризис, и Институт искусств перешел в управление городских властей. Однако Де-тройт не слишком активно поддерживал музей, который при покупке произведений искусства и реализации масштабных проектов во многом вынужден был полагаться на частные пожертвования. «Начиная с 1970-х годов Детройт дает музею все меньше денег. В начале 1990-х город обеспечивал всего $300 тыс. из его 25-миллионного бюджета. С тех пор как мы взяли на себя управление музеем в 1998 году, нам удалось собрать более $360 млн пожертвований. Мы осуществили полномасштабную реконструкцию здания, которая обошлась в $170 млн. Функционирование музея всегда обеспечивалось и государством, и частными пожертвованиями», — говорит Грэм Бил. По его словам, последний раз Детройт приобретал произведения искусства ровно 60 лет назад. «Приобре-тения некоторых произведений, сделанные при участиигорода, финансировались также за счет многих других частных и государственных фондов. К сожалению, не все обращают внимание на тот факт, что эти вещи имеют иной статус, чем те, которые были куплены полностью на государственные деньги». Три округа, прилегающих к Детройтскому институту искусств, приняли ряд налогов на собственность, которые принесут в бюджет музея $23 млн в течение ближайших десяти лет. Официальные лица подчеркивают, что выплаты будут прекращены, если музей продаст лучшие работы.

«Из 60 тыс. работ, входящих в собрание, около 3,3 тыс. были куплены городскими властями, и в их число вхо-
дят уникальные и чрезвычайно ценные вещи», — рассказывает Грэм Бил. Именно эти работы находятся под наибольшей угрозой продажи. Директор Детройтского института искусств подтверждает, что Christie’s пока что оценивает только то, что приобретено за счет городского бюджета. «Поскольку на продажу имеются ограничения, они концентрируются на работах, которые были куплены городом», — говорит он.

«Если споры о продаже коллекции дойдут до суда, то юристам с обеих сторон придется готовить особую справку о каждом объекте: на каких условиях он был получен музеем и какие ограничения наложены на его продажу», — поясняет юрист Мелинда Агстен.

Даже если коллекция живописи, которая предварительно оценивается в $2 млрд, будет распродана целиком, это не покроет полностью долги Детройта, составляющие на данный момент более $18 млрд. Звучали предложения не продавать собрание, а получать от него прибыль, отдавая в аренду значимые работы. Кроме того, музей мог бы выкупить произведения у города. Всеобщее внимание будет приковано к Детройту на протяжении ближайших месяцев, а может быть, и лет. Борьба за сохранение коллекции обещает быть долгой. «Известно, что происходит в судах: выигрываешь, проигрываешь, подаешь апелляции, — говорит Бил. — Надеюсь, нам не придется этим заниматься».

Просмотры: 2093
Популярные материалы
1
Les Morosoff — сильные мира искусства сего
Собрания московских коллекционеров французской живописи Морозовых встретились на выставке в Государственном Эрмитаже
21 июня 2019
2
Револьвер, из которого застрелился ван Гог, продан за €162 тыс.
«Самое знаменитое оружие в истории искусства» было найдено в 1960 году в поле неподалеку от места, где художник прожил последние недели своей жизни.
20 июня 2019
3
Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли
Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке.
20 июня 2019
4
Приставы не нашли в ИРРИ арестованных картин
Музей намерен возобновить работу в случае отзыва определения Арбитражного суда об аресте здания Института русского реалистического искусства и картин по иску «Промсвязьбанка» к прежним владельцам.
19 июня 2019
5
Выкса пополнила свое собрание современного искусства
В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас
20 июня 2019
6
Караваджо или нет?
Ответить на этот вопрос предстоит участникам аукциона в Тулузе 27 июня. Картина, которая считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, выставлена на торги с эстимейтом €100–150 млн. Мнения экспертов разделились.
20 июня 2019
7
Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского
Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ.
21 июня 2019
8
Международная конференция «Русский авангард в межнациональном контексте» пройдет в Москве
На конференции, посвященной памяти писателя и историка Николая Харджиева, представят третий том «Архива Харджиева», изданный РГАЛИ и фондом IN ARTIBUS.
20 июня 2019
9
Вопрос о включении ГЦСИ в состав Пушкинского музея будет решен до конца недели
Сотрудники Государственного центра современного искусства направили соответствующее обращение в Минкультуры РФ.
25 июня 2019
10
Выставка Маркуса Мартиновича пройдет на «Флаконе»
Куратор Катя Бочавар представит работы 12-летнего художника с аутизмом в виде трехчастной тотальной инсталляции.
20 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru