The Art Newspaper Russia
Поиск

XX век закончился без нас

Одна из наиболее авторитетных и монументальных историй искусства XX века впервые издана на русском языке Музеем современного искусства «Гараж» и издательством «Ад Маргинем Пресс». В ней есть русский авангард и даже советский соцреализм, но совершенно отсутствуют актуальные российские художники. Зато можно составить практически полное представление об этапах и логике западного арт-процесса

Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х.Фостер, Р.Краусс, И.-А.Буа и др. М: Ad Marginem, 2015.

Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х.Фостер, Р.Краусс, И.-А.Буа и др. М: Ad Marginem, 2015.

Книга Искусство с 1900 года авангардна по форме: в ней сочетаются один из древних способов рассказывать историю, то есть летопись, и один из самых современных — гипертекст. События — а под ними подразумеваются отдельные работы, выставки, манифесты (в том числе постановления партии и правительства, если речь об СССР), сочинения критиков и философов, — расписаны по годам.

Но, идя по ссылкам, которые есть на каждой странице, из хроники можно самостоятельно составить и более узкую историю, скажем, абстракции или объекта. Заглавное событие для каждой годовой главки выбрано с тем, чтобы вывести читателя на дискурсивное глубоководье.

Так, выставка Андреаса Гурски в MoMA, отмечающая 2001 год, становится отправной точкой для рассуждения о том, как со сменой аналоговых технологий на цифровые фотография расстается с мифологией документальности, сближаясь с живописью, от которой когда-то отмежевывалась, а в рассказ включены Джефф Уолл, Сэм Тейлор-Вуд и Джеймс Коулмэн.

Разумеется, авангардно и содержание. Все авторы — Розалинд Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Буа, Бенджамин Бухло и Дэвид Джослит, присоединившийся к компании во втором, расширенном издании, с которого сделан почти безупречный русский перевод под редакцией Андрея Фоменко и Алексея Шестакова, — составляют редакционный костяк журнала October, названного в честь эйзенштейновского Октября и предназначенного для того, чтобы революционизировать критику современного искусства и (классическое) искусствознание. Символ их веры излагается в четырех вводных статьях по методологии и теоретическим подходам: психоанализ (Фостер), социальная история искусства (Бухло), формализм и структурализм (Буа), постструктурализм и деконструкция (Краусс).

Теории и методы обсуждаются авторами и в формате двух круглых столов, завершающих каждую из обеих частей книги (1900–1945 и 1945–2010), но методологических противоречий в коллективе нет: он связан общей идеологической установкой на неомарксистскую критику капитализма: искусство постоянно попадает под подозрение в работе на рынок, в скрытом консерватизме и буржуазности, в предательстве идеалов модернизма.

Характерно, что XX век в этой версии начинается с выхода Толкования сновидений Зигмунда Фрейда, увязанного с эдиповым бунтом венского Сецессиона, Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Конструктивной основой истории искусства здесь всегда служит интеллектуальная история — в соответствии с тезисом Джозефа Кошута «искусство после философии». Поэтому, например, художника Кристиана Болтански в книге нет, а его брат социолог Люк Болтански есть.

Неудивительно, что число упомянутых в книге русских и советских художников едва ли не меньше числа упомянутых мыслителей и пропагандистов в диапазоне от Романа Якобсона, Виктора Шкловского, Михаила Бахтина, Александра Богданова, Бориса Арватова и Осипа Брика до Георгия Плеханова, Льва Троцкого, Анатолия Луначарского, Максима Горького и Андрея Жданова. Вернее, это, скорее, удивительно, ведь Искусство с 1900 года — программно американский взгляд на историю искусства, ограниченный не только идеологическими предубеждениями, но и языковыми барьерами, в прямом и фигуральном смыслах, хотя двое из авторов — работающие в США француз и немец.

Этот взгляд скептически останавливается на Йозефе Бойсе, диагностируя у него национальную ограниченность и иронически отмечая его вклад в культуру «общества спектакля», и уж совсем равнодушно скользит по работам Ансельма Кифера, рассматривая их как симптом «примирения с публикой, то есть с рынком» (Фостер) или как консервативную попытку возродить «историческую подлинность» живописи (Бухло).

Стоит ли удивляться, что русское и советское искусство попадает в поле зрения авторов только до 1934 года, отмеченного достопамятным выступлением товарища Жданова на I Всесоюзном съезде советских писателей, а далее лишь эпизодически. Сталинский соцреализм рифмуется с нацистским неоклассицизмом на Всемирной выставке 1937-го в Париже — в интерпретации искусства сталинизма Фостер опирается на книгу Игоря Голомштока, походя отчитывая Бориса Гройса за легкомысленность.

Русский авангард, воскресший в книге Камиллы Грей Великий эксперимент (1962), оказывает влияние на американских минималистов. Всё. Никто из героев советского нонконформизма и постсоветской современности не привлекает внимания американских летописцев. Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Александр Бренер — их имен мы не найдем, как не найдем никого из республик бывшего СССР и стран Варшавского договора. Словно бы бывший второй мир исчез, не оставив по себе ни следа в истории искусства. Искусства после философии, живую связь с которой советское искусствознание как раз и утратило в 1930‑е, подменив теорию, методы и идеи идейно выдержанным пустословием и сделавшись сугубо описательной дисциплиной.

Просмотры: 6178
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
5
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
6
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
7
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
10
Музей Виктории и Альберта открыл собственный центр фотографии
Центр станет одним из немногих мест, где можно будет увидеть раннюю фотографию рядом с современной
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru