The Art Newspaper Russia
Поиск

Искусство оправдали по всем статьям

Петербург стал следующим после Лондона городом, где 25-летие газеты The Art Newspaper отмечалось в оригинальном формате «художественного расследования», и празднование в стенах Эрмитажа вышло запоминающимся. Во вторник 15 декабря Эрмитажный театр был переполнен: здесь собрались известные деятели мира искусства, кое-кто из гостей даже сидел на ступеньках. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский начал приветственную речь с того, что призвал этим вечером всех чувствовать себя свободно, и передал слово издателю газеты Инне Баженовой. «Газета The Art Newspaper выходит уже 25 лет. За это время мир сильно изменился, но газета осталась верна себе. Для меня очень важная миссия — поддерживать ее объективность и независимость», — отметила Инна Баженова, поздравив всех, причастных к созданию газеты. Как это происходит, можно было увидеть на экране: в небольшом фильме художники Грейсон Перри и Сергей Шеховцов, глава российского отделения Sotheby’s Михаил Каменский и директор Тейт Модерн Николас Серота появились наравне с Анной Сомерс Кокс и Инной Баженовой.

Взявшая слово бессменный главный редактор английского издания Анна Сомерс Кокс начала выступление с воспоминаний о своем первом визите в кабинет директора Эрмитажа в 1978 году. Она же поставила очень важные вопросы, напомнив о том, что искусство пока не смогло изменить к лучшему современный мир и именно поэтому тема «зачем нужно искусство?» поднимается снова.

Ведущим дискуссии в роли судебного обвинителя выступил журналист Владимир Познер, а четырьмя свидетелями стали литературовед Ирина Прохорова, эксперт в области маркетинга Гарретт Джонстон, кинорежиссер Алексей Учитель, биолог и лингвист Татьяна Черниговская, в таком порядке выступавшие со «свидетельскими показаниями». Понятно, что все они исходили из презумпции важности и необходимости искусства, которую критические реплики ведущего сбить не смогли. Вынесенный в заглавие вопрос оказался даже более сложным, чем ожидалось: как отметил Владимир Познер, масса людей не соприкасается с искусством, обходясь без него. Поэтому Ирина Прохорова говорила о необходимости дальнейшей демократизации искусства; культура должна стать средой обитания, отметила она, приведя в пример красоту петербургской архитектуры, которая, по ее мнению, воспитывает эстетические чувства даже у далеких от искусства людей. На что Владимир Познер неожиданно возразил, отметив: «Красота Петербурга неоспоримо совершенна, но не кажется ли вам, что она мало отражается на жителях этого города? Это один из самых нетолерантных, недемократических городов». Ирина Прохорова сгладила неловкий момент шуткой, заметив под смех публики: «Сейчас вас побьют». «Ленинградцы всегда были намного вежливее москвичей. Да, многие сейчас говорят: „Понаехали тут“… Но архитектура создает аутентичность места. Город смог выстоять блокаду, защищая эту красоту. Люди погибали, чтобы спасти этот город от разрушения», — отметила Ирина Прохорова.

Следующий спикер, Гарретт Джонстон, не один раз во время выступления сорвавший аплодисменты зрителей, поставил искусство в пример бизнесу как область свободного мышления. «Художники отличаются от бизнесменов тем, что они ближе к самореализации, они более свободно общаются с самими собой. Если бы бизнес-школы учили маркетологов и финансистов так же, как художественные академии учат художников, мы бы жили в гораздо более продвинутом мире», — сказал он, назвав искусство катализатором процветания и роста человеческого потенциала.

Третий выступающий, режиссер Алексей Учитель говорил о цензуре, ограничивающей возможности художника и существующей сейчас не только политически, но и в виде давления общественного мнения. Мышление поставила в центр своих рассуждений об искусстве профессор СПбГУ Татьяна Черниговская, процитировавшая Иосифа Бродского, назвавшего искусство «видовой целью» человечества. «В отличие от науки, искусство — это другой способ познания и описания мира. У художников есть какие-то щупальца, которыми они открывают те вещи, что невозможно открыть с помощью науки, — сказала Черниговская, закончив свою речь словами: — Если у нас какие-то шансы выжить есть, то они именно в искусстве».

В заключительной речи Михаил Пиотровский объединил все точки зрения и на правах председательствующего огласил вердикт: «Оправданы все!» — встреченный аплодисментами.


Мероприятие в Эрмитаже прошло при поддержке генерального партнера — отеля Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg, а также Газпромбанка private banking, компании BMW, ювелирной компании «Галерея Михайлов» и виноторговой компании МБГ.

Материалы по теме
Просмотры: 5549
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
5
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
6
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
7
Выставка последнего «бубнововалетца» Моисея Фейгина открывается в галерее Artstory
«И смеюсь, и плачу» — так описывал суть своего искусства Моисей Фейгин, соратник Аристарха Лентулова и Ильи Машкова.
21 ноября 2019
8
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
9
«Подарок» из работ Пикассо его электрику признали кражей
Пьер Ле Геннек и его жена Даниель на протяжении 40 лет тайно хранили в гараже 271 работу художника.
21 ноября 2019
10
ГМИИ им. А.С.Пушкина откроет филиал в Самаре
Основной акцент в работе филиала планируется сделать на взаимодействии с молодежью, изучении мировых цивилизаций и показе произведений мирового искусства.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru