The Art Newspaper Russia
Поиск

Искусствоведы на час

Зачем Третьяковке, Эрмитажу и Пушкинскому нужны волонтеры

Изучая современные технологии, добровольцы, призванные Третьяковкой на искусствоведчесий квест, создали оригинальный проект выставки, посвященной образам трапезы в мировом искусстве / Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

Изучая современные технологии, добровольцы, призванные Третьяковкой на искусствоведчесий квест, создали оригинальный проект выставки, посвященной образам трапезы в мировом искусстве / Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

Быть волонтером модно. Волонтеры ездят в детские дома и дома престарелых, волонтерская программа организаторов cочинской Олимпиады собрала 25 тыс. участников. Музеи стремятся быть в тренде, тем более если это позволяет экономить средства: в кризис на многие внутримузейные статьи расходов попросту не хватает полноценных бюджетов. Одно дело — нанять для распространения рекламы пиар-агентство, и совершенно другое — воспользоваться услугами добровольцев.

В Эрмитаже работа с волонтерами началась еще в 2003 году, когда город готовился к празднованию 300-летия. Эрмитаж является одной из визитных карточек Петербурга, часть торжеств проходила в стенах музея. Справиться с наплывом туристов помогли добровольцы, приехавшие из 75 стран. По словам начальника сектора по работе с волонтерами Эрмитажа Михаила Кожуховского, за 12 лет через музей прошло более 5 тыс. человек. Единовременно на мероприятии работает в среднем 50–100 волонтеров. У эрмитажных волонтеров есть исключительная возможность реализации собственных проектов, начиная с предложения своих идей по развитию музея и заканчивая воплощением их в жизнь совместно с музейными службами.

Сотрудница отдела эстетического воспитания Клуба юных искусствоведов, образовательного проекта Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Наталья Гомберг отмечает, что потребность в волонтерах возникает с ростом количества масштабных мероприятий: «Кто-то ведь должен помочь гостям сориентироваться в происходящем. Публика зачастую не имеет полного представления обо всех возможностях музея. Так что необходимость в работе с посетителями очевидна». В ГМИИ значительная часть волонтеров прошла обучение в Клубе юных искусствоведов, это старшеклассники. «Они с большим удовольствием применяют недавно полученные знания на практике. Им нравится, что они выполняют полезную, значимую работу в одном из главных российских музеев. К тому же волонтеры — это наша публика, мы всегда рады их конструктивным предложениям и советам», — рассказывает Наталья Гомберг.

В Государственной Третьяковской галерее волонтерская служба существует с 2012 года. В настоящее время волонтерское сообщество Третьяковки — 200 человек, и без них не обойтись ни на Ночи музеев, ни на Ночи искусств. Они пишут статьи для соцсетей, помогают проводить социологические исследования и систематизировать данные. Среди них есть специалисты разного профиля, по преимуществу студенты-старшекурсники гуманитарных специальностей, начинающие искусствоведы. Волонтерская деятельность для некоторых из них — ступень на пути к профессиональной музейной работе. Нынешний куратор волонтерского сообщества — специалист по связям с общественностью Третьяковской галереи Софья Аксенова и сама начинала как волонтер, но вот уже два года она штатный сотрудник музея.

Осенью в Третьяковке опробовали новый формат взаимодействия с активом, для которого организовали деловую игру. «Хотя многие были уже знакомы с музейной работой, всегда интересно узнать о ее скрытых механизмах», — объясняет Аксенова.
Для волонтеров придумали сценарий, по которому они за полтора часа разработали концепцию выставки и подготовили все к ее реализации. Заранее была намечена тема и сделана выборка картин (окончательный отбор делали сами волонтеры), объединенных темой еды и кафе.

Собравшихся разбили на команды, в миниатюре воспроизводившие структуру музейных подразделений. Кураторский отдел подготовил концепцию и смоделировал будущее выставочное пространство. Пиар-отдел составил релиз, обзвонил несколько действующих СМИ и пригласил их на пресс-показ выставки. Отдел дизайна сделал афишу. Отдел мультимедиа подготовил видео- и фотоматериал. Команда открытия спланировала, кого из знаковых персон художественного сообщества необходимо позвать на вернисаж, придумала его сценарий. «Волонтеры много делают для музея, и мы решили с помощью этой деловой игры их отблагодарить», — говорит Софья Аксенова.

Подобные инструменты использует и ГМИИ, где в начале 2015 года прошла акция Я покажу тебе музей. Юные искусствоведы на день взяли на себя руководство музеем, заменив администраторов, смотрителей и экскурсоводов. Подготовка заняла несколько месяцев: волонтеры тщательно изучали работу музея. В конце ноября акцию повторили: волонтеры сделали квест по музею, показали перформанс Живые картины, рассказав посетителям о залах главного здания ГМИИ.

Создание волонтерского сообщества требует серьезных трудозатрат. «В первый год существования проекта волонтеру достаточно было просто заполнить анкету-заявку и получать рассылку, отзываясь на приглашение помочь. Постепенно система усложнилась. Появился юридический договор и регламент работы с волонтерами для сотрудников музея. Со временем каждый отдел, заинтересованный в сотрудничестве с волонтерами, сможет назначать куратора волонтерской работы, который будет постепенно вводить новичков в курс дела. Он будет передавать им задачи, которые сотрудники готовы доверить, и, само собой, контролировать ход работы», — объясняет Наталья Гомберг. В идеале волонтеры будут подспорьем в разных музейных сферах: маркетологи помогают службе маркетинга, а детские психологи — отделу эстетического воспитания.

Просмотры: 5798
Популярные материалы
1
Выставка Пьеро делла Франческа пройдет в Государственном Эрмитаже
Экспозицию планируется открыть 7 декабря.
16 мая 2018
2
Sotheby’s открывает выставку топ-лотов в Москве
Аукционный дом привозит в Россию топ-лоты своих ближайших русских торгов, которые состоятся 5 июня в Лондоне. Публика сможет увидеть их во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В.Щусева 23 и 24 мая.
17 мая 2018
3
«Обнаженная» Модильяни продана на аукционе Sotheby’s за $157,2 млн
На вечерних торгах в Нью-Йорке 14 мая картина обрела нового хозяина всего за две минуты — и без всякого торга. Сумма стала рекордной для Sotheby’s, но не для произведений Модильяни.
15 мая 2018
4
Йенле Халлунд: «Возможно, искусство в новом фильме Ларса фон Триера — главный герой»
Сценарист ленты Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» сразу после премьеры в Каннах поговорила с издателем The Art Newspaper и президентом фестиваля кино об искусстве The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инной Баженовой.
17 мая 2018
5
Владимир Мединский пойдет на новый срок
Владимир Мединский, шесть лет проработавший министром культуры, сохранит свой пост в новом правительстве.
14 мая 2018
6
Годар и Триер убивают искусством
Сразу два великих режиссера — Жан-Люк Годар и Ларс фон Триер — представили на Каннском фестивале фильмы, обращенные к проблемам теории образа и художественного творчества.
17 мая 2018
7
Позвать варягов
Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказывает о пользе работы в России иностранных кураторов и архитекторов.
15 мая 2018
8
Национальной галерее Армении исполняется 95 лет
Нынешний год для музея в Ереване пройдет под знаком юбилея художника Минаса Аветисяна.
16 мая 2018
9
Малевич установил новый рекорд для русского искусства
Его «Супрематическая композиция» (1916) продана на Christie's за $85,8 млн. На этих же торгах за рекордную цену ушла скульптура Константина Бранкузи.
16 мая 2018
10
Латвия отметила 100-летие модерном
В Риге, в Национальном художественном музее «Рижская биржа», открылась выставка «Стиль модерн. Начало. Влияния. Своеобразие», посвященная 100-летию Латвийского государства.
14 мая 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru