18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Малом зале питерского Манежа открылся музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков

Идея создания Музея современного искусства Санкт-Петербурга (МИСП) возникла в 1990 году. Решением Ленсовета формировать коллекцию будущего музея было поручено Центральному выставочному залу «Манеж».

Четверть века правительство Северной столицы выделяло деньги на закупку произведений современных художников. Однако вопрос о выделении помещения был решен властями только в декабре этого года. Музей получил юридический адрес на набережной канала Грибоедова в Малом зале Манежа.

Это комплекс, состоящий из главного здания со сводчатыми потолками и железными ставнями на окнах. У здания непростая дореволюционная история. Сначала он был построен как съезжий дом 2-й Адмиралтейской части, то есть полицейский участок, потом превращен в полицейский архив. После революции здание преобразовали в партийный архив, далее его место занял архив городского суда.

Музей уже получил государственный статус, и, по словам его директора Марины Джигарханян, в ближайшее время будет принят устав. Коллекция музея представляет искусство Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков начиная с 1910 года и по сегодняшний день. Широко представлены произведения объединения «Круг художников», например классиков советского периода Александра Ведерникова, Владимира Лебедева, Алексея Пахомова.  Картины закупались у наследников и проходили утверждение через экспертный совет при Комитете по культуре Санкт-Петербурга. XXI век представлен в собрании как традиционным искусством, так contemporary art’ом.

Как сказала Марина Джигарханян, средства на закупку произведений выделяют из городского бюджета. Но если раньше это происходило дважды в год, то сегодня, в условиях кризиса — только один раз. «Из всех городских музеев, которые представляют произведения на рассмотрение закупочной комиссии, — объяснила TANR Марина Джигарханян, — нам отдают предпочтение, зная о значимости нашей коллекции и о той серьезной работе, которую мы ведем».

Сотрудники музея ведут весь комплекс музейной работы: хранительскую, научно-исследовательскую и просветительскую. Был дважды издан альбом, который представляет собрание хотя бы в базовой его части. Коллекция уже не раз выставлялась за рубежом, а партнерами в Греции и Италии изданы каталоги к выставкам.

В Петербурге существуют другие музеи и центры современного искусства, например «Эрарта» и арт-центр «Пушкинская, 10». Марина Джигарханян считает, что они не могут быть конкурентами возглавляемому ею музею. «Пушкинская, 10» — это общественная организация, и ее коллекция представляет весьма ограниченный пласт художественного развития Санкт-Петербурга. «Эрарта» в основном занимается актуальными течениями современного искусства, это тоже частный музей. Собрание «Эрарты» не входит в государственный музейный фонд, ее коллекция числится на балансе как хозяйственное имущество, поэтому может подвергаться любому движению: продаваться, передаваться из рук в руки и так далее. У МИСП двойное подчинение — Комитету по культуре Санкт-Петербурга и Министерству культуры России.

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский считает, что, хотя Музей современного искусства ХХ–ХХI веков Санкт-Петербурга, конечно же, нужен, функционировать он будет как локальная институция.

«В его коллекции в основном произведения художников Ленинградского отделения Союза художников, — сказал Боровский TANR. — В Ленинградском отделении Союза художников были и бездарности, и гении. Но хорошо, что такой музей открылся. Он очень важен на социологическом уровне».

Сегодня в музее уже открыты два зала, в них проходит выставка работ художника Виктора Данилова. Весной 2016 года будут открыты и другие помещения. «Мы надеемся знакомить зрителей с разными сторонами искусства нашего города, с его разноплановой художественной историей — официальной и неофициальной», говорится в официальном манифесте руководства МИСП.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+