The Art Newspaper Russia
Поиск

Коллекция работ Джексона Поллока вызвала подозрения: в них нашли не соответствующий времени создания пигмент

На картинах из одной группы был обнаружен пигмент, появившийся в свободной продаже уже после смерти художника

Джексон Поллок (1912–1956) в своей мастерской в Нью-Йорке. Около 1950 г. / © Rue des Archives/RDA2/ vostock-photo

Джексон Поллок (1912–1956) в своей мастерской в Нью-Йорке. Около 1950 г. / © Rue des Archives/RDA2/ vostock-photo

Оказалась под вопросом подлинность приписываемых Джексону Поллоку работ из коллекции, показанной в июле 2015 года на ярмарке Art Monaco. Шесть полотен были выставлены на стенде галереи из Невады Classic Fine Art. Однако еще в 2010 году около 30 полотен из этой коллекции в частном порядке проанализировала британская компания Art Access & Research.

The Art Newspaper удалось ознакомиться с отчетами Николаса Истоу, директора Art Analysis & Research (ранее Art Access & Research). В них приведены данные анализа красок, использованных на 23 полотнах, приписываемых Джексону Поллоку. На 12 из них был обнаружен желтый пигмент с кодом цветового индекса PY74, появившийся в свободной продаже уже после смерти знаменитого абстрактного экспрессиониста в 1956 году.

В отчетах по каждой из 12 работ говорится: «Первые виды этого класса пигментов появились на рынке в 1910 году (PY1), а более поздние (например, PY4–6) — в 1920-х годах. Однако появление PY74 специализированная литература, как правило, относит к 1957 году, в связи с чем возникает целый ряд вопросов».

Автор отчетов рекомендует провести дополнительные исследования, для того чтобы подтвердить, что это действительно PY74, проверить, мог ли этот пигмент быть нанесен позднее другой рукой, и установить, имел ли Поллок доступ к пигменту до его поступления в массовую продажу.

Помимо этого, анализ показал, что на полотнах использованы и пигменты, аналогичные тем, что были обнаружены в банках с краской в мастерской Поллока. Во всех 23 отчетах, доступных The Art Newspaper, зафиксировано наличие на холстах белил из диоксида титана, а в 21 отчете — наличие кальцита — минерала, используемого в качестве белого пигмента. Соединения фталоцианина были обнаружены на 21 полотне, алюминиевая пудра — на 19, хромат свинца — на 14. На четырех картинах нашли искусственный ультрамарин, на одной — небольшой объем сульфида кадмия (с некоторой долей вероятности, этот пигмент в малом количестве содержится в одной из банок розовой краски из мастерской Поллока).

Мы связались с галереей Classic Fine Art, где подтвердили, что верят в подлинность работ, что в пользу этой уверенности свидетельствуют «все данные» и что для их подтверждения или опровержения ведутся атрибуционные исследования и проверки на «самом высоком уровне». В то же время галерея заявляет, что не будет планировать никаких выставок и не собирается «финансово задействовать полотна» до тех пор, пока в ее распоряжении не окажутся научно обоснованные доказательства и не будет проведен процесс атрибуции.

«Мы готовы признать результаты, какими бы они ни оказались», — говорят в Classic Fine Art.

Посвященная этим произведениям страница на сайте, поддерживаемом галереей, была удалена минувшим летом. На ней говорилось, что фрактальный анализ, анализ материалов, снятие отпечатков пальцев и образцов ДНК дали «положительные результаты».

При этом имеющаяся в свободном доступе информация о провенансе работ крайне скудна. В статье, опубликованной на сайте Art Monaco Magazine, утверждается, что представленную на ярмарке «небольшую частную коллекцию» первоначально приобрел у неизвестной женщины нью-йоркский коллекционер Армин Гершкович. Затем Гершкович, говорится в статье, некоторое время пытался перепродать коллекцию, и в итоге в 1960-х годах ее купил коллекционер и реставратор Габор Немет. Немет, в свою очередь, продал несколько работ «по низкой цене», в том числе одну в 1970-х дизайнеру мебели с Западного побережья США. Ее подлинность подтвердила вдова Поллока Ли Краснер.

В 2002 году Габор Немет попытался заручиться подтверждением подлинности остальных работ, однако узнал, что комиссия Фонда Поллока — Краснер по установлению подлинности была распущена в 1996 году. После этого работы были подвергнуты ряду технических исследований.

Директор Art Monaco Джонесско Родригес говорит, что, прежде чем выставить полотна на ярмарке, Classic Fine Art предоставила ему «веские доказательства» их подлинности. В число таких доказательств входило видеосвидетельство искусствоведа и физика Ричарда Тейлора, проводившего фрактальный анализ полотен Джексона Поллока. По словам Родригеса, Тейлор сказал, что «никогда прежде не встречал настолько четкого соответствия».

Руководитель ярмарки добавил, что ранее эти произведения выставлялись в Университете штата Калифорния в Беркли и в Музее библейского искусства в Далласе. «Хочется верить, что они не стали бы выставлять полотна, если бы не были уверены в их подлинности», — говорит Ро­дригес.

Материалы по теме
Просмотры: 5074
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru