The Art Newspaper Russia
Поиск

Под портретом Моны Лизы скрывалась еще одна женщина, грустная

Паскаль Котта

Паскаль Котта

По словам французского ученого Паскаля Котта, при помощи технологии отраженного света под существующим изображением Моны Лизы обнаружен еще один портрет. Об этом сообщает BBC.

Котт посвятил более десяти лет исследованию картины, и теперь ученый утверждает, что под верхним слоем самой знаменитой картины Леонардо да Винчи спрятан еще один, более ранний портрет. Реконструкция продемонстрировала наличие другого изображения, на котором таинственная улыбка отсутствует, а взгляд модели обращен в сторону.

В 2004 году ученый, сооснователь Lumiere Technology, получил доступ к картине, хранящейся в Лувре. Он разработал технику, получившую название «метод послойной амплификации» (LAM) и использовал ее для анализа «Моны Лизы». По словам Котта, эта техника предполагает облучение картины «серией сильных световых потоков», затем камера замеряет отражения этих потоков, и на основании этих данных можно реконструировать соотношение разных слоев изображения.

На протяжении более пяти десятков лет «Мону Лизу» подвергали целому ряду научных исследований. Среди наиболее актуальных техник инфракрасные исследования и мультиспектральное сканирование. Но Паскаль Котт утверждает, что его техника позволяет проникнуть в картину более глубоко. Он говорит: «Теперь мы имеем возможность анализировать, что происходит внутри красочных слоев и снимать слои картины, подобно луковице. Мы можем реконструировать всю хронологию ее создания ».

«Развеять множество мифов»

Считается, что Леонардо писал картину между 1503 и 1517 годами, когда работал в Флоренции и позднее во Франции. По поводу изображенной на полотне споры не утихали долгое время, однако наиболее вероятной версией считается предположение, что это Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком.

Однако господин Котт заявляет, что его открытие ставит эту теорию под сомнение. Он полагает, что изображение, которое он реконструировал на нижнем слое картины Леонардо, и есть оригинальная Лиза кисти Леонардо, а на портрете, известном под названием «Мона Лиза» уже 500 лет, на самом деле изображена другая женщина. Ученый говорит: «Результаты развеяли множество мифов и навсегда изменили наши представления о шедевре Леонардо. Когда я закончил реконструкцию изображения Лизы Герардини, передо мной оказался портрет, совершенно не похожий на сегодняшнюю „Мону Лизу“. Это не одна и та же женщина».

Также он заявляет, что обнаружил еще два изображения под поверхностью картины: неотчетливые очертания портрета с более крупными головой, носом и руками, но менее крупными губами, а также еще одно напоминающее Мадонну изображение в жемчужном головном уборе.

«Мона Лиза и есть Лиза»

Мартину Кемпу, почетному профессору истории искусств Оксфордского университета, слова Паскаля Котта не кажутся убедительными. «Они [изображения Котта] замечательно показывают, о чем мог думать Леонардо. Но сама идея о том, что под поверхностью находится самостоятельная картина, не выдерживает критики. Я не верю в существование разных стадий, представляющих собой разные портреты. Я вижу это, скорее, как более или менее непрерывный процесс развития. Я абсолютно убежден в том, что Мона Лиза и есть Лиза», — говорит он.

С ним готов поспорить искусствовед Эндрю Грем-Диксон, автор нового документального фильма для ВВС под названием «Секреты Моны Лизы», основанного на исследовании связанных с полотном документов и научных открытий Котта. «Несомненно, это одна из историй века. Конечно, со стороны администрации Лувра последует некоторое сопротивление идее изменить название картины, поскольку то, о чем мы говорим, — это прощание с Моной Лизой. Это какая-то другая женщина», — уверен он.

В Лувре пока не комментируют заявления ученого.

Третьим будешь?

Не так давно стало известно о похожих открытиях после изучения знакового для развития искусства ХХ века произведения Казимира Малевича «Черный квадрат». Российские музейные специалисты вновь обратились к исследованиям картины, которые впервые были проведены в таком объеме и с помощью цифровых технологий. В результате выяснилось, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом — протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Таким образом, супрематический «Черный квадрат» представляет собой третье изображение на холсте. Кроме того, ученые выяснили, что то, что раньше принималось за автограф Малевича, на самом деле является надписью «Битва негров [предположительно] ночью», что может отсылать к картине 1882 года Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью».

Исследование «Черного квадрата» будет продолжено, в том числе с привлечением ранних супрематических произведений Малевича из собрания Государственного Русского музея и амстердамского Стеделейк-музея.

Материалы по теме
Просмотры: 7027
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36% и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
6
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
7
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
8
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
9
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
10
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru