18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Между линией партии и нонконформизмом

На выставке «Другой ЛОСХ», открывшейся в Молодежном центре Эрмитажа 4 декабря, показаны произведения из двух частных коллекций — Николая Кононихина и Анны и Леонида Франц. Может быть, для части аудитории Молодежного центра уже необходимо не только расшифровывать аббревиатуру ЛОСХ (Ленинградское отделение Союза художников), но и подробно объяснять, чем являлась эта организация, но на вернисаж собрались преимущественно те, кому такие пояснения не требуются.

Интерес собирателей ограничен вынесенными в подзаголовок 1960–1980-ми годами. Тогда внутри Союза художников сложились не только неформальные группы, как круг учеников и последователей Павла Кондратьева, но и совместно действовавшие объединения — самым известным стала «Группа одиннадцати» с участием Завена Аршакуни, Валерия Ватенина и Виталия Тюленева. В завершающие советские десятилетия, когда лозунг «Наша цель — коммунизм» сменился призывами к построению развитого социализма, который постоянно удалялся, подобно линии горизонта, внутри официальных творческих организаций находилось достаточное количество ниш — ими и воспользовались художники, не готовые вступить на путь нонконформизма.

Именно такой нишей была секция графики ЛОСХ и основанная при ней в 1933 году литографская мастерская, где работали показанные на выставке Борис Ермолаев, Анатолий Каплан, Герта Неменова, прежде входившие в известные ленинградские художественные объединения «Круг художников» или «Четыре искусства». К графической секции принадлежали и ученик Павла Филонова Павел Кондратьев, и создавший собственную теорию «чашекупольного пространства» ученик Казимира Малевича Владимир Стерлигов. Вокруг них сложились полноценные школы, и влияние этих художников было так велико, что распространяется по сей день. В двух представленных коллекциях много живописных работ, отмеченных влиянием Александра Осмеркина: в 1932–1947 годах в Академии художеств из его мастерской вышли Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Евгения Байкова, чьи произведения также есть на выставке.

На этикетках под фамилией автора и в каталоге выставки обязательно указано, с какого года художник состоял в ЛОСХе, однако нужно иметь в виду различия между 1934 годом, когда в новый союз входили недавние члены расформированных творческих организаций, послевоенным 1947-м в контексте ленинградских репрессивных кампаний и оттепельным началом 1960-х. В целом экспозиция складывается в один из интереснейших эпизодов русского искусства прошлого века, который еще должен быть написан — как с точки зрения социологической и экономической критики искусства, так и с позиций формального искусствознания. Пока что работы этих художников, присутствующие равно в частных коллекциях и государственных музеях, выглядят и воспринимаются отдельно — как друг от друга, так и от большого политического контекста недавней русской истории.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+