18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три выставки недели

Художники лаковой миниатюры как книжные иллюстраторы в Музее декоративно-прикладного искусства, скульптурные выставки в Русском музее, проект арт-группы Crocodile Power в Московском музее современного искусства

Все знают, что Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра — это центры прославившейся далеко за пределами России лаковой миниатюры, и практически никто, кроме специалистов, не слышал о том, что замечательные ее мастера работали и в книжной иллюстрации. И здесь они создали не менее яркие, чем в лаковой миниатюре, и столь же уникальные по стилю произведения. Работы представленных на выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства художников разных поколений: Владимира Смирнова (Палех), Валентина Фокеева (Мстёра), Николая Лопатина (Палех) и Ивана Голикова (Палех) — объединяет органический сплав традиций византийской иконописи, средневековой миниатюры и русского лубка. Сюжеты, выбранные для иллюстрирования, тоже традиционны: библейские, из русской истории и литературы. При этом каждый из представленных здесь художников, сохраняя верность традициям лаковой миниатюры и конкретно своей местной школы, смог выразить и в камерном жанре книжной иллюстрации как авторский почерк, так и собственное эмоциональное видение первоисточника, будь то «Слово о полку Игореве» или сказка «Строптивая царевна» с иллюстрациями Марины Рогатовой (Федоскино), тоже показанными на этой выставке. До 13 декабря.


Государственный Русский музей не изменяет своей традиции популяризации отечественной скульптуры ХХ–XXI веков. На этот раз он представил две замечательные выставки, одна из которых — совместный проект современных московских скульпторов Михаила Дронова и Виктора Корнеева (до 14 декабря), а другая посвящена наследию замечательного ленинградского анималиста Бориса Воробьева (до 11 января). Выставка Дронова и Корнеева не первый их общий показ и, видимо, не последний. Разные в своих пластических предпочтениях, они близки по мироощущению, по отношению к окружающему миру. Их сближает легкая ирония, любовь к неожиданным аллюзиям и аллегориям. А также включение в тематику скульптуры не только человека, но и самых обыденных предметов, живущих собственной жизнью у Дронова и объединенных в натюрморты у Корнеева. Что касается выставки Бориса Воробьева (1911–1990), то на ней представлена уже классика отечественной скульптуры. Ученик знаменитого анималиста Василия Ватагина, Воробьев всю жизнь оставался верен своей любви к изображению животных. Большинство созданных им произведений на основе натурных зарисовок были затем переведены в фарфор (с 1936 по 1972 год он работал на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В.Ломоносова). Фигурки Воробьева, широко растиражированные, были очень популярны, но при этом еще и высоко ценились профессионалами. За скульптуры «Гималайский медведь» и «Пантера» художник получил серебряную медаль на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.


Любителям же современного искусства надо успеть посетить выставку «Crocodile Power. Вне зоны действия» в Московском музее современного искусства. Crocodile Power — название художественной группы, вернее, тандема Петра Голощапова и Оксаны Симатовой, молодых художников, исследующих в своих работах современность в самом широком смысле слова и место человека в ней, того, как виртуальные технологии меняют представление человека о себе. На выставке представлена серия живописных работ и скульптурных объектов, посвященных теме леса, места экологической катастрофы и одновременно наделенного у художников неким мистическим смыслом, остающегося, как в первобытные времена, убежищем для души. Художники словно предлагают зрителю выйти из виртуального мира, погрузиться в первозданную природную стихию и соотнести ее со своим внутренним миром. Что-то вроде кушетки психоаналитика, тоже виртуальной, но с неожиданными для каждого ощущениями. До 13 декабря.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+