The Art Newspaper Russia
Поиск

Три выставки недели

Художники лаковой миниатюры как книжные иллюстраторы в Музее декоративно-прикладного искусства, скульптурные выставки в Русском музее, проект арт-группы Crocodile Power в Московском музее современного искусства

В. Корнеев. Натюрморт с арбузом. 2001. Гранит

В. Корнеев. Натюрморт с арбузом. 2001. Гранит

Все знают, что Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра — это центры прославившейся далеко за пределами России лаковой миниатюры, и практически никто, кроме специалистов, не слышал о том, что замечательные ее мастера работали и в книжной иллюстрации. И здесь они создали не менее яркие, чем в лаковой миниатюре, и столь же уникальные по стилю произведения. Работы представленных на выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства художников разных поколений: Владимира Смирнова (Палех), Валентина Фокеева (Мстёра), Николая Лопатина (Палех) и Ивана Голикова (Палех) — объединяет органический сплав традиций византийской иконописи, средневековой миниатюры и русского лубка. Сюжеты, выбранные для иллюстрирования, тоже традиционны: библейские, из русской истории и литературы. При этом каждый из представленных здесь художников, сохраняя верность традициям лаковой миниатюры и конкретно своей местной школы, смог выразить и в камерном жанре книжной иллюстрации как авторский почерк, так и собственное эмоциональное видение первоисточника, будь то «Слово о полку Игореве» или сказка «Строптивая царевна» с иллюстрациями Марины Рогатовой (Федоскино), тоже показанными на этой выставке. До 13 декабря.


Государственный Русский музей не изменяет своей традиции популяризации отечественной скульптуры ХХ–XXI веков. На этот раз он представил две замечательные выставки, одна из которых — совместный проект современных московских скульпторов Михаила Дронова и Виктора Корнеева (до 14 декабря), а другая посвящена наследию замечательного ленинградского анималиста Бориса Воробьева (до 11 января). Выставка Дронова и Корнеева не первый их общий показ и, видимо, не последний. Разные в своих пластических предпочтениях, они близки по мироощущению, по отношению к окружающему миру. Их сближает легкая ирония, любовь к неожиданным аллюзиям и аллегориям. А также включение в тематику скульптуры не только человека, но и самых обыденных предметов, живущих собственной жизнью у Дронова и объединенных в натюрморты у Корнеева. Что касается выставки Бориса Воробьева (1911–1990), то на ней представлена уже классика отечественной скульптуры. Ученик знаменитого анималиста Василия Ватагина, Воробьев всю жизнь оставался верен своей любви к изображению животных. Большинство созданных им произведений на основе натурных зарисовок были затем переведены в фарфор (с 1936 по 1972 год он работал на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В.Ломоносова). Фигурки Воробьева, широко растиражированные, были очень популярны, но при этом еще и высоко ценились профессионалами. За скульптуры «Гималайский медведь» и «Пантера» художник получил серебряную медаль на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.


Любителям же современного искусства надо успеть посетить выставку «Crocodile Power. Вне зоны действия» в Московском музее современного искусства. Crocodile Power — название художественной группы, вернее, тандема Петра Голощапова и Оксаны Симатовой, молодых художников, исследующих в своих работах современность в самом широком смысле слова и место человека в ней, того, как виртуальные технологии меняют представление человека о себе. На выставке представлена серия живописных работ и скульптурных объектов, посвященных теме леса, места экологической катастрофы и одновременно наделенного у художников неким мистическим смыслом, остающегося, как в первобытные времена, убежищем для души. Художники словно предлагают зрителю выйти из виртуального мира, погрузиться в первозданную природную стихию и соотнести ее со своим внутренним миром. Что-то вроде кушетки психоаналитика, тоже виртуальной, но с неожиданными для каждого ощущениями. До 13 декабря.

Просмотры: 3293
Популярные материалы
1
Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны
Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км.
05 августа 2020
2
Музеи и галереи в Бейруте пострадали в результате мощного взрыва
Несколько музеев и галерей в столице Ливана сильно повреждены либо полностью разрушены ударной волной и пожаром.
05 августа 2020
3
В Москве может появиться музей Левитана
Дом-мастерскую художника в Большом Трехсвятительском переулке предлагают передать Третьяковской галерее.
04 августа 2020
4
Конструктивистский вокзал в Иванове открылся после реконструкции
Один из залов гигантского вокзала отведен под выставки, кинопоказы и лекции.
04 августа 2020
5
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
6
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
7
В Тейт представляют забытую на складе серию работ Энди Уорхола
На выставке показывают, как Уорхол включился в борьбу, которая продолжается до сих пор.
05 августа 2020
8
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
9
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
10
Алексей Новоселов: «Занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством»
Комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, которая стартует 5 сентября, рассказал о подготовке выставки в условиях пандемии и работе с регионами.
05 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru