The Art Newspaper Russia
Поиск

Бронзовый век. Европа без границ

courtesy гим

courtesy гим

Выставка Бронзовый век. Европа без границ — совместный проект Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина при участии Фонда прусского культурного наследия. После показа этим летом в Санкт-Петербурге в октябре она открывается в Москве. Объединить под одной крышей рассеянные по музеям археологические находки IV–I тыс. до н. э. с обширной территории от Атлантического океана до Урала — решение важное. Прежде всего для археологов; впрочем, менее подготовленная публика тоже не будет разочарована.

«Собранные на нашу выставку высокохудожественные вещи из золота и бронзы будут интересны любому посетителю, не только специалисту», — уверена археолог, сотрудник Исторического музея Елена Каверзнева. Ведь кураторы выставки замыслили показать на этом материале первую в истории Европы эпоху, когда, благодаря появлению бронзы, а затем железа и изобретению повозок, запряженных лошадьми, первобытная замкнутость сменилась активными связями между народами, населявшими в ту пору континент.

С таким размахом бронзовый век представлен, пожалуй, впервые: и по числу экспонатов — более 1700, и по географическому охвату. В их числе — предметы, найденные на европейской территории России, в Польше, Германии, Испании. К примеру, воссоединившиеся через почти 200 лет вещи из Галичского клада, обнаруженного в Костромской губернии в 1836 году: десять литых бронзовых идолов, наконечники стрел, ножи, браслеты, подвески, большой бронзовый кинжал с рукояткой в форме змеи. Поражают мастерством выделки золотые и серебряные сосуды, ритуальные фигурки быков с юга России — из Майкопского кургана и гробниц станицы Новосвободная; бронзовые божества, оружие и украшения из могильников кобанской археологической культуры Северного Кавказа.

Здесь ясно понимаешь, что бронзовый век — это время, когда между далекими предками европейцев начался обмен ценностями в форме зачатков торговли и в результате военных походов. Взять, к примеру, клад, найденный у села Бородино в Бессарабской губернии в 1912 году. Массивная серебряная булавка и кинжал из него типичны для эгейской цивилизации, булавы из мыльного камня похожи на северокавказские, наконечники копий — на вещи из Поволжья, а ритуальные боевые топоры из саянского нефрита напоминают те, что Генрих Шлиман обнаружил в Трое. Клады не принадлежат какой-то определенной археологической культуре, поясняет Елена Каверзнева. Эти предметы собирались и передавались из поколения в поколение. И однажды, в минуту опасности, были спрятаны. В современном мире, похоже, отношение к ценностям не сильно отличается от бронзового века. Ими так же обмениваются, их завоевывают, хранят или прячут в смутные времена. На эту мысль наводят трофейные вещи из немецких музеев, которые оказались в СССР после войны. Например, уже включенное в основную экспозицию ГМИИ им. Пушкина золото Трои или впервые покинувший его запасники клад из Эберсвальде, крупнейшее из найденных в Германии собраний золотых изделий бронзового века. В июне, на вернисаже в Санкт-Петербурге, канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала Россию вернуть Германии перемещенные ценности и получила отказ. Сокровища бронзового века по-прежнему в цене.

Просмотры: 2052
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
3
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
4
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
5
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
8
Необитаемый греческий остров Делос заселяют скульптурами Гормли
В проект включены 25 скульптур, созданных Гормли за последние два десятилетия, и 4 новых site-specific-объекта, которые скульптор сделал после того, как открыл для себя остров в 2018 году.
11 июня 2019
9
Ивона Малевич планирует создать Фонд семьи Малевичей
В планах фонда, который должен заработать летом в Варшаве, не только популяризация творчества знаменитого предка, но и отслеживание подделок Малевича на арт-рынке.
11 июня 2019
10
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru