18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Русский рынок под снегом

В Лондоне прошли первые торги из серии, посвященной русскому искусству. На аукционе живописи Christie’s все выглядело вроде бы обычно: эстимейты превышали, лоты разбирали. Вот только все суммы стали меньше втрое.

Christie’s обычно выпадает открывать «русскую неделю», и в этом сезоне эта роль еще более нервная, чем обычно. На русском арт-рынке кризис, в Москве не продается почти ничего, кроме графики и букинистики, в Лондон приехало гораздо меньше реальных покупателей, чем обычно. Продавцы не хотят продавать вещи по низким ценам, покупатели не хотят покупать их по высоким. В начале торгов в зале Christie’s на Кинг-стрит появились представители всех конкурирующих аукционных домов: пришли посмотреть, как пойдут торги. И торги пошли, причем бодро (видимо, уход составит не меньше 75%), даже с превышениями эстимейтов. Вот только эстимейты эти — лишь тень тех, что были в прошлые годы. «Облако», поздняя, но эффектная и гармоничная вещь Василия Шухаева из коллекции нобелевского лауреата Петра Капицы, продано за £92 тыс., «Сад в цвету» Мартироса Сарьяна из той же коллекции — за £86 тыс. Странно, что в этой ценовой категории — немного меньше £100 тыс. — оказались очень разные произведения. Например, жутковатая своей нарочитой русскостью «Тройка» Николая Самокиша ушла за £80 тыс., «Обнаженная в воде» Николая Фешина, совсем уж анекдотичная (хотя демонстрирующая все блестящие особенности кисти художника), — за £92 тыс. За £110 тыс. продан «Автопортрет на фоне Кремля» нонконформиста Василия Ситникова, и за £140 тыс. (при эстимейте в £25–35 тыс.) — тондо Дмитрия Плавинского «Музыка Вивальди на Большом канале» 1997 года. «Под снегом» Ильи и Эмилии Кабаковых, огромный белый холст, на котором среди снеговых просторов виднеется маленький кусочек зелени, прямо-таки олицетворяющий собой состояние нынешнего рынка, интереса не вызвал и остался непроданным (при эстимейте £180–250 тыс.). В итоге самой дорогой вещью на живописных торгах Christie’s оказалась «Молодая крестьянка» Абрама Архипова, которая вздорожала против эстимейта в три раза и ушла за £398 тыс. к коллекционеру, покупавшему по телефону.

Незадолго до торгов Алексей Тизенгаузен, глава международного отдела русского искусства Christie’s, сказал The Art Newspaper Russia: «Забудьте те цены, что были два-три года назад, продавайте и покупайте по нынешним». Он оказался абсолютно прав.

Аукцион Sotheby’s, где эстимейты сдержанны, но не до такой степени, пройдет завтра, 1 декабря.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+