18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Воздушные замки мечтателя — предчувствие небоскребов будущего

Выставка 170 произведений Якова Чернихова в «Эрарте» выгодно отличается от предыдущих показов его наследия в Петербурге, впрочем, давних и фрагментарных.

Едва ли оригинальна и мысль, что Чернихов — «советский Пиранези», мастер архитектурных фантазий, автор культового произведения конструктивизма — водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик». Кстати, башня находится всего в двух кварталах от «Эрарты».

Выходец из бедной еврейской семьи, бежавший из местечка в Одессу, работавший грузчиком, он лишь через восемь лет после поступления окончил художественное училище, зато «по первому разряду» с рекомендацией в Академию художеств по классу живописи. Путь в академисты был проложен, но уже в 1912 году Чернихов начинает свою первую серию Орнамент, по его собственному определению, «заменив симметрию асимметрией, а ритм повторений — ритмом соотношений». За ней последуют конструктивистская Эксприматика и экспрессивная многотональная Аристография. Последнюю серию Чернихов закончил в 1924 году. Как позже вспоминал народный архитектор СССР Игорь Фомин, работа в Гипрохиме над утилитарными проектами, которые приходилось утверждать, была для Чернихова поводом для появления бесконечных фантазий. Они вошли в три книги, выпущенные в 1930–1933 годах. На своих знаменах Чернихов начертал слова «асимметрия», «беспредметность», «отрицание коробочной архитектуры», «признание машинной эстетики». Наконец, в Фантазиях он выступил футурологом, предвидя мегаполисы из небоскребов и сложные космические орбитальные комплексы. Так, его композиция № 56 носит программное название Архитектурный набросок чисто фантастического порядка.

Разбудив, точнее сказать, раздразнив фантазию зрителей, выставка делает паузу у кабинета Чернихова. Все в нем говорит о быте человека из XIX века: ампирное кресло, бюст Сенеки на столе, немецкие фотоаппараты, значок Императорской академии художеств (Чернихов был любимым учеником Леонтия Бенуа). Микроскоп здесь не безделушка, а свидетель его биографии: архитектор служил в Военно-ветеринарном микробиологическом институте, его работа состояла в набивании изображений микроорганизмов с помощью туши и тончайшей иглы. Под стать обстановке и предметы его коллекционерской страсти — старообрядческие литые иконы и картины малых голландцев.

В 1930–1940-е будут серии Архитектурные сказки; Дворцы коммунизма; Пантеоны Великой Отечественной войны — компромисс большого художника после победы «культуры-2». В последние годы жизни Чернихов на подъеме, серия Военная маскировка — образцовый абстрактный экспрессионизм, напоминающий Виллема де Кунинга. Завещанием нашим современникам стали таблицы Чернихова Построение классического шрифта, изданные уже после его смерти. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+