The Art Newspaper Russia
Поиск

Ярмарка возможностей

В Стамбуле открылась ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul. Нынешний год юбилейный, ярмарка проходит в десятый раз, а в фокусе оказалось искусство из Ирана.

Турция как место встречи Запада и Востока по традиции смешала черты оживленного базара с европейской системой мер и весов. Внешне стамбульская ярмарка современного искусства выглядит, как любая другая выставка-ярмарка в любой точке мира, хотя разнообразие искусства, которое здесь продают и покупают, слегка пугает неподготовленного человека. Contemporary Istanbul (CI) разделена на две зоны: парадную, где собрано все самое интересное (с точки зрения организаторов), и более демократичную. Разница, однако, невелика. И там и там работы известных художников щедро разбавлены развлекательным искусством, единственная цель которого в том, чтобы сразить вас наповал. Это может быть портрет Шарлиз Терон в блестках, изваяние мужского торса в вызывающем нижнем белье или малоизвестная фотография Анджелины Джоли. Также на стендах были популярны работы из нарезанного и подсвеченного цветного камня и фигуры обнаженных женщин. При этом, несмотря на уклон в сторону визуального аттракциона и «приколов», на стенде стамбульской галереи ART250 можно было обнаружить каноническую скульптуру Стефана Балкенхола, а у галереи Konig — графику Йоринды Войт.

В этом году в ярмарке приняли участие 102 галереи из 24 стран мира. Участие в выставке обошлось каждой из галерей в $500 за заявку, также организаторы брали с участников депозит размером в половину стоимости стенда. Российских участников на этот раз было заметно меньше, чем в предыдущие годы. Галерея «Эритаж» арендовала обширный стенд в парадной зоне ярмарки и показала проект Алексея Морозова Pontificus maximus, который только что был презентован на Московской биеннале. По признанию сотрудников галереи, посетители уважительно сравнивали стенд с музеем. Действительно, по сравнению с расположенными рядом работами, такими как голографический коллаж размером 2×3 м на стенде местной стамбульской галереи или гиперреалистичные скульптуры купальщиц американки Кароль Файерман, которые привезли сразу две итальянские галереи, неоклассика, любимая Алексеем Морозовым, выглядела слишком серьезно. Однако спрос на русский академизм есть: по словам хозяйки галереи, Кристины Краснянской, выбор именно этого художника был обусловлен интересом с турецкой стороны. Стоимость работ варьировалась от €18 тыс. за графику до €80 тыс. за скульптуру в форме пилона моста. Другая московская галерея — Galerie Iragui — привезла на продажу графику Ивана Плюща и портреты русских конструктивистских зданий Марии Арендт.

Проходя по стендам, нельзя было не отметить, что почти на всех кипела жизнь. Художники и сотрудники оживленно общались с посетителями, иногда возникали настоящие заторы из-за скопления людей. Вино лилось рекой, не пили его разве что те девушки, которые пришли на ярмарку в хиджабе. Кое-где на стендах образовывались спонтанные вечеринки, и было похоже, что собравшиеся хорошо знакомы друг с другом. Расслабленности атмосфере прибавляла громкая музыка местной радиостанции.

Разнообразие этой ярмарки не зря навевает ассоциации с базаром — и это не штамп, а самое точное определение того, что происходит на CI. У этого есть несколько причин. Во-первых, несмотря на то, что номинально у ярмарки имеется художественный совет, он не навязывает посетителю свой вкус. Наоборот, цель ярмарки — привлечь в коллекционирование как можно больше самых разных соотечественников-турок, по словам основателя CI Али Гюрели. Поэтому и выбор до сих пор широк: многие еще не определились, однако в среднем каждый год продается порядка 60% работ. Во-вторых, ярмарка привлекает посетителей, их число возросло с 5 тыс. в 2013 году до 20 тыс. в 2014-м. Современное искусство становится все более популярным в Стамбуле, развиваются новые площадки. По словам Кристины Краснянской, которая показала в параллельной программе персональную выставку Оксаны Мась Get Together, на превью CI приехало много коллекционеров из Европы, которых привлекает демократичная стамбульская атмосфера. И хоть организация ярмарки пока далека от идеала — на стендах не хватало стульев, отделочные материалы были не самого высокого качества, да и шампанское на превью досталось только первой сотне счастливчиков, — Contemporary Istanbul превращает свои недостатки в преимущества. Это самобытная, неровная и постоянно меняющаяся ярмарка, где звучит смех, где яркие цвета вызывают сильные эмоции и где салонный художник может встретить своего коллекционера наравне с концептуалистом.

Просмотры: 3146
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru