18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка возможностей

В Стамбуле открылась ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul. Нынешний год юбилейный, ярмарка проходит в десятый раз, а в фокусе оказалось искусство из Ирана.

Турция как место встречи Запада и Востока по традиции смешала черты оживленного базара с европейской системой мер и весов. Внешне стамбульская ярмарка современного искусства выглядит, как любая другая выставка-ярмарка в любой точке мира, хотя разнообразие искусства, которое здесь продают и покупают, слегка пугает неподготовленного человека. Contemporary Istanbul (CI) разделена на две зоны: парадную, где собрано все самое интересное (с точки зрения организаторов), и более демократичную. Разница, однако, невелика. И там и там работы известных художников щедро разбавлены развлекательным искусством, единственная цель которого в том, чтобы сразить вас наповал. Это может быть портрет Шарлиз Терон в блестках, изваяние мужского торса в вызывающем нижнем белье или малоизвестная фотография Анджелины Джоли. Также на стендах были популярны работы из нарезанного и подсвеченного цветного камня и фигуры обнаженных женщин. При этом, несмотря на уклон в сторону визуального аттракциона и «приколов», на стенде стамбульской галереи ART250 можно было обнаружить каноническую скульптуру Стефана Балкенхола, а у галереи Konig — графику Йоринды Войт.

В этом году в ярмарке приняли участие 102 галереи из 24 стран мира. Участие в выставке обошлось каждой из галерей в $500 за заявку, также организаторы брали с участников депозит размером в половину стоимости стенда. Российских участников на этот раз было заметно меньше, чем в предыдущие годы. Галерея «Эритаж» арендовала обширный стенд в парадной зоне ярмарки и показала проект Алексея Морозова Pontificus maximus, который только что был презентован на Московской биеннале. По признанию сотрудников галереи, посетители уважительно сравнивали стенд с музеем. Действительно, по сравнению с расположенными рядом работами, такими как голографический коллаж размером 2×3 м на стенде местной стамбульской галереи или гиперреалистичные скульптуры купальщиц американки Кароль Файерман, которые привезли сразу две итальянские галереи, неоклассика, любимая Алексеем Морозовым, выглядела слишком серьезно. Однако спрос на русский академизм есть: по словам хозяйки галереи, Кристины Краснянской, выбор именно этого художника был обусловлен интересом с турецкой стороны. Стоимость работ варьировалась от €18 тыс. за графику до €80 тыс. за скульптуру в форме пилона моста. Другая московская галерея — Galerie Iragui — привезла на продажу графику Ивана Плюща и портреты русских конструктивистских зданий Марии Арендт.

Проходя по стендам, нельзя было не отметить, что почти на всех кипела жизнь. Художники и сотрудники оживленно общались с посетителями, иногда возникали настоящие заторы из-за скопления людей. Вино лилось рекой, не пили его разве что те девушки, которые пришли на ярмарку в хиджабе. Кое-где на стендах образовывались спонтанные вечеринки, и было похоже, что собравшиеся хорошо знакомы друг с другом. Расслабленности атмосфере прибавляла громкая музыка местной радиостанции.

Разнообразие этой ярмарки не зря навевает ассоциации с базаром — и это не штамп, а самое точное определение того, что происходит на CI. У этого есть несколько причин. Во-первых, несмотря на то, что номинально у ярмарки имеется художественный совет, он не навязывает посетителю свой вкус. Наоборот, цель ярмарки — привлечь в коллекционирование как можно больше самых разных соотечественников-турок, по словам основателя CI Али Гюрели. Поэтому и выбор до сих пор широк: многие еще не определились, однако в среднем каждый год продается порядка 60% работ. Во-вторых, ярмарка привлекает посетителей, их число возросло с 5 тыс. в 2013 году до 20 тыс. в 2014-м. Современное искусство становится все более популярным в Стамбуле, развиваются новые площадки. По словам Кристины Краснянской, которая показала в параллельной программе персональную выставку Оксаны Мась Get Together, на превью CI приехало много коллекционеров из Европы, которых привлекает демократичная стамбульская атмосфера. И хоть организация ярмарки пока далека от идеала — на стендах не хватало стульев, отделочные материалы были не самого высокого качества, да и шампанское на превью досталось только первой сотне счастливчиков, — Contemporary Istanbul превращает свои недостатки в преимущества. Это самобытная, неровная и постоянно меняющаяся ярмарка, где звучит смех, где яркие цвета вызывают сильные эмоции и где салонный художник может встретить своего коллекционера наравне с концептуалистом.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+