18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На три года позже, зато про всю историю человечества сразу

№38
Материал из газеты

Обновленный Музей человека начинается с доисторических времен и устремляется в будущее

Ведущий антропологический музей Франции, Музей человека, открылся после масштабной шестилетней реконструкции. Филиал Национального музея естественной истории, он расположен в парижском дворце Шайо, с видом на Сену.

Реновация, стоившая €92 млн французскому Министерству высшего образования и научных исследований, закончилась на три года позже графика. В ходе реставрации обнаружились невидимые повреждения: растрескался бетон, на который положили полы дворца Шайо в 1930-е годы.

Обновленный музей — 2,5 тыс. кв. м постоянных экспозиций, освещающих эволюцию человечества с доисторических времен по настоящее время. Хотя музей был вынужден пожертвовать 237 тыс. экспонатов Музею на набережной Бранли, который открылся в 2006 году, в его коллекции остается более 700 тыс. артефактов. Они представлены в трех тематических залах: Кто мы?, Откуда мы? и Куда мы идем? Мы обратились к кураторам с просьбой назвать ключевые, по их мнению, объекты в обновленном музее.

Кто мы?

Бюст Асенат Элеоноры Элизабет (1856)
Выбор Марин Мерлин, дизайнера выставок

«Бюст был отлит после экспедиции принца Наполеона по северным морям в 1856 году. Антропологи делали гипсовые слепки самых колоритных, на их взгляд, представителей местного населения. Эту женщину из народа инуитов, живущих в Гренландии, отлил Жан-Бенжамен Шталь. Тогда ей было 27 лет. Она появится в огромном собрании из 90 бюстов из различных экспедиций XIX века. Так мы хотели проиллюстрировать этот момент в истории познания человеком человека».

Откуда мы?

Фотографии коллекции отпечатков наскальных рисунков Анри Лота
Выбор Патрика Пайе, археолога, изучающего доисторическую эпоху

«У нас есть более 1,2 тыс. бумажных копий великолепных наскальных рисунков и резьбы, обнаруженных в горах Юго-Восточного Алжира. Они были собраны за четыре экспедиции во главе с этнографом Анри Лотом между 1956 и 1962 годами, целью которых было зафиксировать археологическое наследие наскального искусства графически и фотографически. Роковая ошибка была в том, что они намочили стены, и это в некоторых случаях привело к проблемам консервации. Но и копии — настоящие произведения искусства сами по себе. Даже если они где-то не соответствуют действительности, они представляют собой уникальный образец наскального искусства Сахары».

Куда мы идем?

Сенегальский автобус
Выбор Алена Эпельбойна, медицинского антрополога

«Автобусы, экспортировавшиеся из Франции во все ее колонии после Второй мировой войны, до сих пор активно используются в качестве общественного транспорта, например, в Сенегале. Их регулярно ремонтируют и подкрашивают, хотя ходят упорные слухи, что скоро весь автопарк Даара обновится и на смену этим устаревшим моделям в 2018 году придут новенькие машины из Азии. Транспортная администрация Дакара любезно предоставила нам экземпляр такого автобуса. Он будет выставлен в зале, посвященном современной глобализации, как объект, многократно переосмысленный в рамках местной культуры — как технически, так и художественно». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+