18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сюзанна Валадон. Муза своего сына, мэтров Монмартра и одного художника-любителя

№38
Материал из газеты

Музей Монмартра отмечает юбилей художницы ее работами, Утрилло и Андре Уттера

150-летие художницы и звезды богемного Парижа начала XX века Сюзанны Валадон празднуют у нее дома — в Музее Монмартра. Здесь, в частном особняке на Рю Корто, 12–14, где находились мастерские многих художников, с 1912 по 1926 год Валадон жила с сыном Морисом Утрилло и своим вторым мужем Андре Уттером. Этой «проклятой троице», как их называли в художественных кругах, и их совместной жизни — скандальной, хмельной и творчески плодотворной — и посвящена выставка.

Мари Клементин Валад (настоящее имя Валадон) начинала натурщицей. Как-то, разнося по домам белье, которое гладила мать, она позвонила в дверь художнику Пюви де Шаванну. Тот сразу увидел в этой девочке с сильным крупным лицом и скульптурным телом идеальную модель и любовницу. Де Шаванн стал первым, но далеко не последним поклонником Мари. Кокетка с аппетитными формами в Городском танце и в знаменитом Танце в Буживале Огюста Ренуара, широкоплечая девица, заплетающая волосы в его же Косах, задумчивый женский профиль наедине с бутылкой вина в Похмелье Анри Тулуз-Лотрека — все это Сюзанна Валадон.

Сюзанной ее назвал Тулуз-Лотрек за то, что она позировала голой стареющим мэтрам. Но пока блудница проводила с ним бурные ночи на Монмартре, ему было все равно, перед кем она позирует днем. Он же первым увидел ее рисунки. По его совету она показала их Эдгару Дега, повлиявшему на нее больше остальных.

Сюзанна стала любимой музой Монмартра. Настолько любимой, что отцовство ее сына Мориса никто так и не признал. Сына она отдала на воспитание матери, сама же ушла с головой в творчество. Она много пишет маслом, в ее картинах много цирка — воспоминания о нескольких годах, проведенных на трапеции. Дега дает ей уроки гравюры и знакомит с галеристами. Пока она совершенствовала свое владение кистью, ее малолетний сын спивался, став алкоголиком едва ли не в 13 лет. Ситуация усугублялась психическими проблемами, и Сюзанна решила пристрастить его к живописи. Так у Утрилло стало две главные страсти в жизни — алкоголь и виды родного Монмартра. На площади Пигаль его дразнили Литрилло: тут все знали буйного пьяницу, который готов продать свои картины за стакан чего-нибудь покрепче. Критики считали, что на него повлиял Писсарро, — Утрилло на это отвечал, что не видел других работ, кроме картин своей матери. Он же познакомил ее с Андре Уттером. 28-летний электрик и художник-любитель, младше Мориса на каких-то три года, позировал Валадон для картины Адам и Ева. Евой была она. Оба, естественно, обнаженные. Дальше последовал развод, скандалы с сыном и тщетные попытки ужиться под одной крышей новым составом: она, Морис и Андре Уттер. Спустя век им наконец-то это удалось.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+