The Art Newspaper Russia
Поиск

XXXIV Российский антикварный салон

Критический реализм, или Почему XIX век на российских антикварных салонах так близок «бизнесмену, чиновнику, казнокраду»

ПЕТР КУЗНЕЦОВ

ПЕТР КУЗНЕЦОВ

Российские антикварные салоны — главное событие отечественного рынка. Это не реклама. Воскресший Московский международный салон изящных искусств, который после перерыва вновь состоялся в столице в декабре 2012 года, не может отражать состояние художественной коммерции; и приезжие и местные участники лишь тестируют спрос, отчасти пытаются формировать его предложением (например, импрессионизма). На Российском антикварном салоне наоборот: он плоть от плоти нашего рынка со всеми его перекосами и странностями, он чутко реагирует на потребности покупателей и одновременно мастерски моделирует их. Российские антиквары знают своего клиента как облупленного: на среднем ценовом уровне это «бизнесмен, чиновник, казнокрад», на высшем — «олигарх, депутат» (из маркетингового исследования, заказанного организаторами). Кажется, продавцы не слишком высокого мнения о своих покупателях, последние отвечают взаимностью. Однако первые и вторые неизменно и радостно встречаются дважды в год в Центральном доме художника.

Последние десять лет, после того как Российский антикварный салон распростился с состоянием базара и вступил в состояние art fair, его организаторы приветствуют появление все новых и новых направлений, ответвлений от главного потока — искусства XIX века, «классической русской живописи» — вроде бы исчерпанного, немодного, с подмоченной репутацией искусства. В нынешнем году таким ответвлением стала фотография, которая будет показана на Антикварном салоне впервые. Или маргинальное направление коллекционирования — художественно оформленные меню (спецпроект Салона, из частной коллекции Сергея Устинова). Или произведения зарубежных старых мастеров, которые вливаются в пустующую нишу истории старого русского искусства. Что это — лишь побеги, ветки на мощном стволе коллекционирования русского искусства XIX столетия, которое по-прежнему составляет основу оборота на внутреннем антикварном рынке, или его новое основное содержание?

Но на самом-то деле классический XIX век наверняка останется базой нашего рынка. Чтобы доказать это, достаточно просто прийти на Антикварный салон. Да, сейчас тут все больше мастеров ХХ века; однако множество антикваров показывают именно XIX век — в передвижническом ли, в академическом ли изводе. Им заполнены солидные стенды продавцов, которые не стремятся к широкой публичности: их покупатели шумихи не любят. А имеющиеся в силу исторических обстоятельств лакуны: легкие, декоративные жанры с дамами и кавалерами, небольшие пейзажи и натюрморты а-ля старые мастера — заимствуются из европейского искусства.

Просмотры: 1261
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
4
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru