The Art Newspaper Russia
Поиск

XXXIV Российский антикварный салон

Критический реализм, или Почему XIX век на российских антикварных салонах так близок «бизнесмену, чиновнику, казнокраду»

ПЕТР КУЗНЕЦОВ

ПЕТР КУЗНЕЦОВ

Российские антикварные салоны — главное событие отечественного рынка. Это не реклама. Воскресший Московский международный салон изящных искусств, который после перерыва вновь состоялся в столице в декабре 2012 года, не может отражать состояние художественной коммерции; и приезжие и местные участники лишь тестируют спрос, отчасти пытаются формировать его предложением (например, импрессионизма). На Российском антикварном салоне наоборот: он плоть от плоти нашего рынка со всеми его перекосами и странностями, он чутко реагирует на потребности покупателей и одновременно мастерски моделирует их. Российские антиквары знают своего клиента как облупленного: на среднем ценовом уровне это «бизнесмен, чиновник, казнокрад», на высшем — «олигарх, депутат» (из маркетингового исследования, заказанного организаторами). Кажется, продавцы не слишком высокого мнения о своих покупателях, последние отвечают взаимностью. Однако первые и вторые неизменно и радостно встречаются дважды в год в Центральном доме художника.

Последние десять лет, после того как Российский антикварный салон распростился с состоянием базара и вступил в состояние art fair, его организаторы приветствуют появление все новых и новых направлений, ответвлений от главного потока — искусства XIX века, «классической русской живописи» — вроде бы исчерпанного, немодного, с подмоченной репутацией искусства. В нынешнем году таким ответвлением стала фотография, которая будет показана на Антикварном салоне впервые. Или маргинальное направление коллекционирования — художественно оформленные меню (спецпроект Салона, из частной коллекции Сергея Устинова). Или произведения зарубежных старых мастеров, которые вливаются в пустующую нишу истории старого русского искусства. Что это — лишь побеги, ветки на мощном стволе коллекционирования русского искусства XIX столетия, которое по-прежнему составляет основу оборота на внутреннем антикварном рынке, или его новое основное содержание?

Но на самом-то деле классический XIX век наверняка останется базой нашего рынка. Чтобы доказать это, достаточно просто прийти на Антикварный салон. Да, сейчас тут все больше мастеров ХХ века; однако множество антикваров показывают именно XIX век — в передвижническом ли, в академическом ли изводе. Им заполнены солидные стенды продавцов, которые не стремятся к широкой публичности: их покупатели шумихи не любят. А имеющиеся в силу исторических обстоятельств лакуны: легкие, декоративные жанры с дамами и кавалерами, небольшие пейзажи и натюрморты а-ля старые мастера — заимствуются из европейского искусства.

Просмотры: 1777
Популярные материалы
1
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
2
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
3
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
4
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
5
«Вам, вероятно, будет непросто»: что ждет посетителей МоМА после открытия 21 октября
Нью-йоркский Музей современного искусства завершил реконструкцию стоимостью почти полмиллиарда долларов.
14 октября 2019
6
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
7
Как библиотекарю собрать коллекцию?
Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей.
15 октября 2019
8
Маурицио Каттелан: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни»
Выставка Маурицио Каттелана, известного своими провокационными работами, открылась в неожиданном месте — в британском дворце Бленхейм, поместье герцогов Мальборо. Еще более неожиданным стало похищение с выставки одной из работ — золотого унитаза.
14 октября 2019
9
Кандинский и искусственный интеллект: выставки российского искусства открылись в Саудовской Аравии
Они проходят в Культурном центре имени короля Фахда в рамках программы «Культура России в Эр-Рияде»
15 октября 2019
10
В Вене Караваджо и Бернини вступают в диалог
На выставке в Музее истории искусств представлено 70 произведений живописи и скульптуры, включая неизвестные публике бронзовые головы работы Бернини, когда-то украшавшие его карету.
15 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru