The Art Newspaper Russia
Поиск

«Бизнес помогает искусству жить»

Газпромбанк и The Art Newspaper Russia объявляют о долговременном партнерстве. Об общих интересах банка и газеты об искусстве, а также о том, почему банк вообще интересуется художниками, выставкам и коллекционированием, рассказали представители руководства Газпромбанка

Никита Алексеев. Впечатления от мест и событий. 2009. Из собрания Газпромбанка

Никита Алексеев. Впечатления от мест и событий. 2009. Из собрания Газпромбанка

В рамках партнерства планируется раздел на сайте газеты с материалами о корпоративной коллекции Газпромбанка и организована специальная образовательная программа для клиентов банка. На наши вопросы ответили руководитель Газпромбанк Private Banking Дмитрий Пешнев-Подольский и корпоративный куратор художественной коллекции банка и направления Art Banking Марина Ситнина.

Почему банк выбрал в качестве партнера газету об искусстве?

Дмитрий Пешнев-Подольский: Газпромбанк давно является одним из безусловных лидеров на рынке частно-банковского обслуживания. Помимо традиционных банковских продуктов и услуг, таких как расчетно-кассовое обслуживание, сбережение средств, инвестиции, кредитование, страхование, мы приступили к формированию пула услуг нефинансовых. Цель — сделать жизнь клиента комфортнее, интереснее и насыщеннее. Что имеется в виду? Мы находим партнеров в тех областях, которые интересны клиенту, стремимся помогать ему в самых разных вопросах: от приобретения недвижимости до членства в гольф-клубе, от юридической поддержки бизнеса до инвестиций в картины и другие произведения искусства. Именно поэтому мы выбрали в качестве партнера газету The Art Newspaper Russia, экспертное мнение которой ценим.

И все-таки, финансы и картины — это совершенно разные области.

Д. П.-П.: Смысл нашего сотрудничества с The Art Newspaper Russia и смысл деятельности банка в области искусства в целом во многом связаны с интересами наших клиентов. Одним из наиболее клиентоориентированных бизнесов является Private Banking, он строится на чутком понимании увлечений и предпочтений тех, кого мы обслуживаем. По мере решения насущных проблем люди начинают все больше внимания уделять прекрасному. Мы работаем с категорией состоятельных и состоявшихся клиентов, мы видим, что тяга к прекрасному, интерес к искусству среди них становится массовым. И Газпромбанк Private Banking, конечно же, идет вслед за клиентом. Его нематериальные запросы становятся все более значимыми и серьезными, — значит, банк должен помочь ему разобраться в этом новом мире.

Преобладание нематериальных запросов на каком-то этапе роста благосостояния — это не общие красивые слова?

Марина Ситнина: Совсем нет. Мы же понимаем, что качество капитала не напрямую зависит от количества денег. Искусство не есть предмет первой необходимости, но, когда первая необходимость удовлетворена, человек начинает позволять себе думать о высоком. Согласно международной статистике средний миллиардер держит в искусстве около 30 млн. И это совсем не обязательно инвестиции, и даже во многих случаях точно не инвестиции. Это реализация духовных потребностей.

Д. П.-П.: Уточню. Это тот тип инвестиций, который может доставлять непосредственное удовольствие. Но если инвестируешь в искусство признанное, то со временем оно точно не теряет в цене. Это инвестиция очень консервативная, позволяющая сберегать средства даже в периоды кризисов, потому что это ценности вечные.

М. С.: Тут можно поговорить еще о социальных аспектах, потому что когда человек создает семейный капитал и думает о будущем, то гораздо разумнее и престижнее, гораздо приятнее, если хотите, передавать грядущим поколениям вот такого рода ценности, нежели ценные бумаги, допустим. Никто не отменяет ценных бумаг. Но про инвестиции в искусство говорят: «инвестиция страсти», а я бы сказала: это не «инвестиция страсти» — это «инвестиция в себя».

Д. П.-П.: И даже, в широком понимании, инвестиция в семью. Российские обеспеченные люди находятся в уникальной ситуации: практически все они владельцы капитала в первом поколении, на них лежит в том числе очень большая ответственность — они должны заложить традиции.

А в целом ваши клиенты, проявляющие интерес к искусству, — какие они?

Д. П.-П.: Они все очень разные — приходят к искусству по-разному и относятся к нему по-разному. Есть и те, которые совсем им не интересуются.

М. С.: Есть разные этапы приобщения к искусству. Этап некоего вхождения, понимания, что есть какой-то новый мир, который раньше был не для меня, потому что я был занят работой, зарабатыванием денег, обеспечением каких-то потребностей, а потом вдруг этот мир открывается. Есть этап интереса к искусству, когда я хочу посмотреть выставки и ярмарки, я хочу стать своим в этом мире, понять, как он устроен. А есть этап, когда я хочу купить вот именно этого Брейгеля или именно этого Кабакова.

Газпромбанк — обладатель единственной в России корпоративной коллекции, полностью посвященной современному русскому искусству. Банк как корпоративный коллекционер тоже прошел все эти этапы?

Д. П.-П.: Да, и взявшись собирать эту коллекцию, мы показываем нашим клиентам пример. Это наш, если хотите, «знак качества». Газпромбанк — банк с действительно устойчивой репутацией, его отличительной чертой является консерватизм. То есть мы никогда не делаем того, что не проверено, не просчитано.

Газпромбанк активно ведет международный бизнес. У нас есть два дочерних банка в Европе: в Швейцарии и в Люксембурге. Там также обслуживаются клиенты Газпромбанк Private Banking. Когда мы представляем свои услуги и интересы на международной арене, то совершенно обычной практикой (в отличие от России) является взаимодействие финансовой организации или крупной корпорации с миром искусства. Так бизнес помогает миру искусства существовать — за счет коллекционирования, спонсорства, консультаций и так далее. Поддерживая самые разные проекты в области искусства, мы становимся более понятными западным контрагентам и в конечном счете простым людям, которые стоят за этими корпорациями и большими банками. Нам становится легче разговаривать, потому что у нас в основе единые ценности, а это всегда важно.

Но коллекционирование — это же не единственный способ, которым банк входит в контакт с искусством?

М. С.: Конечно. Главное — это непосредственно тот комплекс услуг, который мы называем «арт-банкинг». Мы были пионерами в России в этом процессе. Это консультационно-информационное сопровождение в сделках с искусством. Естественно, мы это делаем на аутсорсинге. У нас нет в штате консультантов, экспертов и так далее, но мы можем помочь выбрать наиболее профессиональную услугу, минимизировать затраты за счет того, что хорошо знаем рынок и людей, сделать для клиента комфортным процесс покупки чего бы то ни было.

Консультации дают и консалтинговые компании, и дилеры, и галереи, но у них есть понятный коммерческий интерес. Мы же находимся «над схваткой», то есть наша цель — максимально удовлетворить интересы клиента, а не продать какой-то конкретный продукт или произведение.

И второе направление деятельности, помимо коллекционирования, — это, конечно, реализация разного рода проектов, связанных с искусством и арт-рынком. Например, издание книг (мы выпустили уникальную книгу о рынке мебели), выставочные проекты. Я сейчас говорю только о подразделении Private Banking. В целом же Газпромбанк реализует огромное количество спонсорских проектов, поддерживает Музеи Московского Кремля, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Государственный Эрмитаж, Музей Цветаевой, Фонд Рихтера и многие другие культурные институции.

Вы даете на выставки работы из корпоративной коллекции банка?

М. С.: Естественно, продвижение художников, работы которых представлены в нашей коллекции, — это социальный аспект нашей работы. Список выставок, биеннале и некоммерческих проектов ярмарок, на которых мы показывали работы из банковской корпоративной коллекции, занимает две страницы.

А сейчас мы начали новый выставочный проект. Это популяризация наследия авангарда современными средствами. Художник Сергей Сапожников снимал Драматический театр имени Горького в Ростове-на-Дону, памятник конструктивизма, построенный в форме трактора. Его работы мы покажем на выставке в Ростове-на-Дону и выпустим в виде альбома со статьями о строительстве этого памятника и его судьбе. Очень важно, что все это мы делаем в партнерстве с одним из наших клиентов.

Это такой отдельный тренд?

Д. П.-П.: Да, мы будем всеми силами его развивать и надеемся на успех. Это объединение усилий банка и клиентов по поддержке интересных, талантливых художников. Мы могли бы использовать свои международные и бизнес-связи, свои возможности по предоставлению площадок для выставок, например, или в части продвижения результатов выставок, издания книг. В результате получается эффект синергии: объединив наши усилия, мы можем сделать существенно больше.

Просмотры: 4978
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru