The Art Newspaper Russia
Поиск

Абунданция не покинула Антикварный салон

Римская богиня изобилия на каминных часах и другие интересные экспонаты антикварной ярмарки в ЦДХ

Фото: antiquesalon.ru

Фото: antiquesalon.ru

Этой осенью участниками XXXIX Российского антикварного салона, который проходит в Москве в Центральном доме художника с 17 по 25 октября, стали около 200 галерей и частных коллекционеров. Цифра оптимистическая: хотя к показателям прошлой осени по количеству участников (220 стендов) Салон еще не вернулся, но активность антикваров ощутимо выросла по сравнению с весенним Салоном этого года — тогда выставлялись около 160 экспонентов.

На специальной экспозиции Салона — ценимая публикой традиция ярмарки — сияние золоченой и строгость патинированной бронзы раскрывают тему выставки «Античные образы в старинных часах XVIII–XIX веков». Около 50 каминных часов, украшенных декоративной бронзовой скульптурой, будят воспоминания об изобилии конца 1990-х — начала 2000-х годов, когда «экспозиции» такого объема и качества можно было увидеть (и купить за умеренные деньги) в антикварных магазинах двух столиц. Сегодня на Салоне каминные часы — из частных коллекций (в том числе от галерей «Серебряный ряд» и «На Патриарших»). Среди фигур, украшающих часы, — Абунданция, римская богиня изобилия, и Пруденция, богиня благоразумия, богиня Диана с собакой и добытой на охоте уткой, Ясон с золотым руном и другие популярные персонажи античной мифологии.

География Антикварного салона особых изменений не претерпела, только перед входом в ВИП-зону расширилось пространство Suslov Fine Art. Галерея, традиционно представляющая искусство XIX — начала ХХ века, теперь проявляет интерес к дизайну более позднего времени. Кабинетная скульптура ар-деко здесь оценивается в диапазоне 75–750 тыс. руб., а мебельные гарнитуры и предметы интерьера модернизма 1950–1960-х годов (датский дизайн) стоят от 100 тыс. руб. за торшер до 2,5 млн руб. за обеденный гарнитур.

В галерее Transatlantique, постоянно работающей с ар-деко, сразу привлекает внимание бар 1940-х годов из дерева сикомор — большой, функциональный, сияющий золотисто-медовым цветом с накладками из золоченой бронзы (€15 тыс.).

Галереи, представляющие русское искусство конца XVIII — начала XIX веков, — на своих местах. В коллекции «Русской усадьбы» прелестная акварель «Футбол на Сенатской площади» (как раз рубежа веков) немецкого художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера, где на фоне Медного всадника жители Санкт-Петербурга заняты игрой в мяч (300 тыс. руб.). У «Русских сезонов» — прекрасная подборка портретов членов русской императорской фамилии (из собрания владельца галереи Владимира Лебедева), в том числе портрет императрицы Марии Федоровны кисти Джорджа Доу, портреты Петра I и Петра II, Александра I, Николая I и Александра III, а также портрет работы Иоганна Батиста Лампи, акварели Владимира Гау и портретные миниатюры (цены на работы Доу и Лампи — $150–200 тыс., Гау — $30–80 тыс.).

В cалоне «Грибоедовский» можно обнаружить своеобразное продолжение спецпроекта, посвященного часам: только тут отличные каминные часы с бронзовыми фигурами начала XIX века продаются ($20–30 тыс.). Здесь же два огромных конных портрета римских императоров (Германия, середина XVII века, мастерская Штефана Кесслера). Портреты входили в серию из 12 изображений императоров; сегодня на Салоне — Веспасиан и Калигула.

Явно видно, что на Антикварном салоне усилились позиции соцреализма, который все чаще появляется по соседству с иконами и салонной живописью даже в ВИП-зоне. Галерея Леонида Шишкина (вернувшаяся после долгого отсутствия), «Совком» и галерея «Форма» шпалерной развеской своих работ заняли обширное пространство. Галерея Леонида Шишкина представляет и ставшее знаменитым полотно Александра Герасимова «Стадо» (из коллекции владельца галереи), на котором эксперты под верхним красочным слоем с прекрасными стадом коров, пасущимся под безоблачным небом обнаружили изображения Сталина и Ворошилова, созерцающих одну из кремлевских башен. В результате реставрационных работ изображения руководителей партии и правительства были раскрыты, и теперь они очень символично соседствуют на холсте с бережно сохраненным колхозным стадом.

А в салоне «Империя» никак не пройти мимо экспрессивного полотна «Разгром Колчака в Сибири» (1963, $25 тыс.), на котором белогвардейцы, среди которых испуганная элегантная дама в шляпке и драгоценностях, пытаются скрыться от стремительно приближающейся красной конницы. Автор картины — классик ленинианы Юрий Виноградов, чью картину «Выступление В.И.Ленина на II съезде РСДРП» сразу вспомнят ученики советских школ и коллекционеры советских марок (на которых она неоднократно воспроизводилась).

На границе ВИП-зоны можно обнаружить экспозицию «Шедевры из коллекции Международной конфедерации союзов художников» с «Юным конструктором» Александра Дейнеки (выставлялась на Sotheby’s летом 2014 года с эстимейтом £2–3 млн), с работой Георгия Нисского «Над озерами» (1972) — с рассекающим пространство самолетом, с хрестоматийным «Рождением новой планеты» Константина Юона, картинами Виктора Попкова и Юрия Пименова.

В галерее «Элизиум» — художественная жизнь «третьего центра авангарда», в который превратился Тифлис в 1918–1920 годах, когда туда, спасаясь от революционных потрясений, перебрались многие художники. «Город» Кирилла Зданевича (бумага, тушь, перо), написанный в это время, оценен в $25 тыс. Среди работ русских авангардистов первой трети ХХ века в коллекции «Элизиума» — «Натурщица с вазой фруктов» Ильи Машкова (1910, $25 тыс.) и эскиз уличного оформления театра Зимина (Столяр и Жестянщик) к первой годовщине Октябрьской революции Александра Осьмеркина.

В разделе старого европейского искусства сильно выступила Old Masters Gallery с великолепными нидерландскими натюрмортами XVII века, среди которых «Цветочный натюрморт с ракушками» Балтасара ван дер Аста, «Натюрморт с ветчиной, корзиной фруктов, золотым кубком и бокалом вина на столе» Йориса ван Сона и исключительно насыщенный «Натюрморт с убитой дичью, зайцем, лобстером и корзиной фруктов на столе» Франса Снейдерса — а ведь в этом подробном названии еще не указана присутствующая на картине вполне живая белка и целеустремленный черный кот, просовывающий морду к лобстеру. Среди сюжетных работ в Old Masters Gallery — две работы Давида Тенирса «Курильщики в таверне» и «Чудесный улов».

Радует разнообразием предложение декоративно-прикладного искусства. В «Антиквариуме» солидная (около 70 фигур) коллекция раскрашенной венской бронзы кабинетного формата — разнообразные ориентальные сцены и фигуры-кунштюки с эротическими фигурками ($3–300 тыс.). В частной коллекции «Русский проект» — коллекция мебели и предметов интерьера русского модерна по эскизам Малютина и Рериха, а в другой частной коллекции — солидное собрание самоваров Российской империи. Еще одна московская частная коллекция выставила лаконичный, но впечатляющий стенд с большой работой Исаака Левитана «Волга. Тихий день» ($3 млн) и натюрмортом Константина Коровина (букет роз оценен в $2 млн).

Частных коллекционеров среди участников на этом Антикварном салоне немногим более 10%, но их присутствие становится все заметнее. Будут ли коллекционеры просто использовать его как удобную площадку для расширения контактов и ротации коллекции или будут наравне с галеристами делать тематические экспозиции — в любом случае это один из хороших путей к оживлению отечественного антикварного рынка.

Просмотры: 3735
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
4
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
5
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru