18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Абунданция не покинула Антикварный салон

Римская богиня изобилия на каминных часах и другие интересные экспонаты антикварной ярмарки в ЦДХ

Этой осенью участниками XXXIX Российского антикварного салона, который проходит в Москве в Центральном доме художника с 17 по 25 октября, стали около 200 галерей и частных коллекционеров. Цифра оптимистическая: хотя к показателям прошлой осени по количеству участников (220 стендов) Салон еще не вернулся, но активность антикваров ощутимо выросла по сравнению с весенним Салоном этого года — тогда выставлялись около 160 экспонентов.

На специальной экспозиции Салона — ценимая публикой традиция ярмарки — сияние золоченой и строгость патинированной бронзы раскрывают тему выставки «Античные образы в старинных часах XVIII–XIX веков». Около 50 каминных часов, украшенных декоративной бронзовой скульптурой, будят воспоминания об изобилии конца 1990-х — начала 2000-х годов, когда «экспозиции» такого объема и качества можно было увидеть (и купить за умеренные деньги) в антикварных магазинах двух столиц. Сегодня на Салоне каминные часы — из частных коллекций (в том числе от галерей «Серебряный ряд» и «На Патриарших»). Среди фигур, украшающих часы, — Абунданция, римская богиня изобилия, и Пруденция, богиня благоразумия, богиня Диана с собакой и добытой на охоте уткой, Ясон с золотым руном и другие популярные персонажи античной мифологии.

География Антикварного салона особых изменений не претерпела, только перед входом в ВИП-зону расширилось пространство Suslov Fine Art. Галерея, традиционно представляющая искусство XIX — начала ХХ века, теперь проявляет интерес к дизайну более позднего времени. Кабинетная скульптура ар-деко здесь оценивается в диапазоне 75–750 тыс. руб., а мебельные гарнитуры и предметы интерьера модернизма 1950–1960-х годов (датский дизайн) стоят от 100 тыс. руб. за торшер до 2,5 млн руб. за обеденный гарнитур.

В галерее Transatlantique, постоянно работающей с ар-деко, сразу привлекает внимание бар 1940-х годов из дерева сикомор — большой, функциональный, сияющий золотисто-медовым цветом с накладками из золоченой бронзы (€15 тыс.).

Галереи, представляющие русское искусство конца XVIII — начала XIX веков, — на своих местах. В коллекции «Русской усадьбы» прелестная акварель «Футбол на Сенатской площади» (как раз рубежа веков) немецкого художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера, где на фоне Медного всадника жители Санкт-Петербурга заняты игрой в мяч (300 тыс. руб.). У «Русских сезонов» — прекрасная подборка портретов членов русской императорской фамилии (из собрания владельца галереи Владимира Лебедева), в том числе портрет императрицы Марии Федоровны кисти Джорджа Доу, портреты Петра I и Петра II, Александра I, Николая I и Александра III, а также портрет работы Иоганна Батиста Лампи, акварели Владимира Гау и портретные миниатюры (цены на работы Доу и Лампи — $150–200 тыс., Гау — $30–80 тыс.).

В cалоне «Грибоедовский» можно обнаружить своеобразное продолжение спецпроекта, посвященного часам: только тут отличные каминные часы с бронзовыми фигурами начала XIX века продаются ($20–30 тыс.). Здесь же два огромных конных портрета римских императоров (Германия, середина XVII века, мастерская Штефана Кесслера). Портреты входили в серию из 12 изображений императоров; сегодня на Салоне — Веспасиан и Калигула.

Явно видно, что на Антикварном салоне усилились позиции соцреализма, который все чаще появляется по соседству с иконами и салонной живописью даже в ВИП-зоне. Галерея Леонида Шишкина (вернувшаяся после долгого отсутствия), «Совком» и галерея «Форма» шпалерной развеской своих работ заняли обширное пространство. Галерея Леонида Шишкина представляет и ставшее знаменитым полотно Александра Герасимова «Стадо» (из коллекции владельца галереи), на котором эксперты под верхним красочным слоем с прекрасными стадом коров, пасущимся под безоблачным небом обнаружили изображения Сталина и Ворошилова, созерцающих одну из кремлевских башен. В результате реставрационных работ изображения руководителей партии и правительства были раскрыты, и теперь они очень символично соседствуют на холсте с бережно сохраненным колхозным стадом.

А в салоне «Империя» никак не пройти мимо экспрессивного полотна «Разгром Колчака в Сибири» (1963, $25 тыс.), на котором белогвардейцы, среди которых испуганная элегантная дама в шляпке и драгоценностях, пытаются скрыться от стремительно приближающейся красной конницы. Автор картины — классик ленинианы Юрий Виноградов, чью картину «Выступление В.И.Ленина на II съезде РСДРП» сразу вспомнят ученики советских школ и коллекционеры советских марок (на которых она неоднократно воспроизводилась).

На границе ВИП-зоны можно обнаружить экспозицию «Шедевры из коллекции Международной конфедерации союзов художников» с «Юным конструктором» Александра Дейнеки (выставлялась на Sotheby’s летом 2014 года с эстимейтом £2–3 млн), с работой Георгия Нисского «Над озерами» (1972) — с рассекающим пространство самолетом, с хрестоматийным «Рождением новой планеты» Константина Юона, картинами Виктора Попкова и Юрия Пименова.

В галерее «Элизиум» — художественная жизнь «третьего центра авангарда», в который превратился Тифлис в 1918–1920 годах, когда туда, спасаясь от революционных потрясений, перебрались многие художники. «Город» Кирилла Зданевича (бумага, тушь, перо), написанный в это время, оценен в $25 тыс. Среди работ русских авангардистов первой трети ХХ века в коллекции «Элизиума» — «Натурщица с вазой фруктов» Ильи Машкова (1910, $25 тыс.) и эскиз уличного оформления театра Зимина (Столяр и Жестянщик) к первой годовщине Октябрьской революции Александра Осьмеркина.

В разделе старого европейского искусства сильно выступила Old Masters Gallery с великолепными нидерландскими натюрмортами XVII века, среди которых «Цветочный натюрморт с ракушками» Балтасара ван дер Аста, «Натюрморт с ветчиной, корзиной фруктов, золотым кубком и бокалом вина на столе» Йориса ван Сона и исключительно насыщенный «Натюрморт с убитой дичью, зайцем, лобстером и корзиной фруктов на столе» Франса Снейдерса — а ведь в этом подробном названии еще не указана присутствующая на картине вполне живая белка и целеустремленный черный кот, просовывающий морду к лобстеру. Среди сюжетных работ в Old Masters Gallery — две работы Давида Тенирса «Курильщики в таверне» и «Чудесный улов».

Радует разнообразием предложение декоративно-прикладного искусства. В «Антиквариуме» солидная (около 70 фигур) коллекция раскрашенной венской бронзы кабинетного формата — разнообразные ориентальные сцены и фигуры-кунштюки с эротическими фигурками ($3–300 тыс.). В частной коллекции «Русский проект» — коллекция мебели и предметов интерьера русского модерна по эскизам Малютина и Рериха, а в другой частной коллекции — солидное собрание самоваров Российской империи. Еще одна московская частная коллекция выставила лаконичный, но впечатляющий стенд с большой работой Исаака Левитана «Волга. Тихий день» ($3 млн) и натюрмортом Константина Коровина (букет роз оценен в $2 млн).

Частных коллекционеров среди участников на этом Антикварном салоне немногим более 10%, но их присутствие становится все заметнее. Будут ли коллекционеры просто использовать его как удобную площадку для расширения контактов и ротации коллекции или будут наравне с галеристами делать тематические экспозиции — в любом случае это один из хороших путей к оживлению отечественного антикварного рынка.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+