The Art Newspaper Russia
Поиск

Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные

Выставка двух художников, прошедшая в Музее Мунка в Осло, теперь открылась в Музее Ван Гога

Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926

Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926

Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.

Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон),  Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).

Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.

Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в ­1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.

Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке. 

Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.

25.09 — 17.01
Музей Ван Гога
Материалы по теме
Просмотры: 12026
Популярные материалы
1
Куратор Эрмитаж и Венецианская биеннале
В этом году павильон России на Венецианской биеннале, который курирует великий музей Эрмитаж, дал повод к противоречивым переживаниям — от резкого неприятия до восхвалений. Рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 мая 2019
2
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
4
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
5
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
6
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
7
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
8
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru