18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фульвио Бьянкони — один из авторов летящего стиля 1950-х

№37
Материал из газеты

Впервые публике представлено более 300 его работ из стекла

Имя Фульвио Бьянкони (1915–1996) совсем не так известно, как одно из его знаковых произведений — ваза fazzoletto, или «носовой платок». Созданная в 1949–1950 годах на фабрике Venini, эта серия стала почти синонимом муранского стекла, настолько популярной и тиражируемой далеко за пределами области Венето, что затмила другие достижения ее автора. Эту несправедливость призвана исправить выставка Фульвио Бьянкони для Venini, подготовленная фондом Fondazione Giorgio Cini совместно с Pentagram Stiftung и представляющая более 300 работ мастера эпохи его сотрудничества с фирмой Venini, пришедшейся на 1950-е и ­1960-е годы. Фонд Чини известен своим академическим подходом к делу — к выставке выпущен каталог-резоне. А сама выставка — уже четвертая в амбициозном «стеклянном» проекте фонда Le Stanze del Vetro, задуманном для того, чтобы вписать имена итальянских мастеров стекла ХХ века в историю мирового искусства. По убеждению куратора выставки Марино Баровьеры, хотя сегодня многие современные художники и работают со стеклом, среди них нет таких блистательных фигур, способных изобрести новые формы, каким был Бьянкони.

Успешный книжный иллюстратор, дизайнер и карикатурист занялся стеклом почти случайно. Он приехал на Мурано проследить за изготовлением флаконов для духов по его эскизам. И увлекся. Вдохновленный успехом ваз-«платочков», он придумал еще множество серий: вазы-«заплатки», вазы-«шотландцы» (в яркую клетку), «русалки», прозрачные вазы с морской живностью. Все они отличаются легкостью, асимметрией, импровизацией, как будто танцуют твист, и в них виден «летящий» стиль, юмор и энтузиазм 1950-х.

Талант Бьянкони как карикатуриста виден в его сериях миниатюрных фигурок: это и анималистическая серия фантастических животных Шагал (он не скрывал своего восхищения Марком Шагалом), и Тьеполо — шесть фигурок молочного стекла по мотивам росписей в венецианском палаццо Ка’Реццонико, и серия Комедия дель арте со встающим на мостик Панталоне. Интерес к персонажам народного театра сближает Бьянкони с его современником режиссером Джорджо Стрелером, в это же время поставившим своего легендарного Арлекина; серии Музыканты и Гротески заставляют вспомнить фильмы Федерико Феллини; а Цирк имеет параллели с одноименной проволочной серией Александра Колдера. Впрочем, Бьянкони не чурался и уличных типажей, что видно по его Битникам. В мемуарах он писал: «В детстве, когда я смотрел, как дедушка варит кофе в неаполитанской кофеварке, мне хотелось создать что-нибудь такое же прекрасное». Очевидно, что ему удалось даже превзойти дедушкину кофеварку. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+