The Art Newspaper Russia
Поиск

Фульвио Бьянкони — один из авторов летящего стиля 1950-х

Впервые публике представлено более 300 его работ из стекла

Имя Фульвио Бьянкони (1915–1996) совсем не так известно, как одно из его знаковых произведений — ваза fazzoletto, или «носовой платок». Созданная в 1949–1950 годах на фабрике Venini, эта серия стала почти синонимом муранского стекла, настолько популярной и тиражируемой далеко за пределами области Венето, что затмила другие достижения ее автора. Эту несправедливость призвана исправить выставка Фульвио Бьянкони для Venini, подготовленная фондом Fondazione Giorgio Cini совместно с Pentagram Stiftung и представляющая более 300 работ мастера эпохи его сотрудничества с фирмой Venini, пришедшейся на 1950-е и ­1960-е годы. Фонд Чини известен своим академическим подходом к делу — к выставке выпущен каталог-резоне. А сама выставка — уже четвертая в амбициозном «стеклянном» проекте фонда Le Stanze del Vetro, задуманном для того, чтобы вписать имена итальянских мастеров стекла ХХ века в историю мирового искусства. По убеждению куратора выставки Марино Баровьеры, хотя сегодня многие современные художники и работают со стеклом, среди них нет таких блистательных фигур, способных изобрести новые формы, каким был Бьянкони.

Успешный книжный иллюстратор, дизайнер и карикатурист занялся стеклом почти случайно. Он приехал на Мурано проследить за изготовлением флаконов для духов по его эскизам. И увлекся. Вдохновленный успехом ваз-«платочков», он придумал еще множество серий: вазы-«заплатки», вазы-«шотландцы» (в яркую клетку), «русалки», прозрачные вазы с морской живностью. Все они отличаются легкостью, асимметрией, импровизацией, как будто танцуют твист, и в них виден «летящий» стиль, юмор и энтузиазм 1950-х.

Талант Бьянкони как карикатуриста виден в его сериях миниатюрных фигурок: это и анималистическая серия фантастических животных Шагал (он не скрывал своего восхищения Марком Шагалом), и Тьеполо — шесть фигурок молочного стекла по мотивам росписей в венецианском палаццо Ка’Реццонико, и серия Комедия дель арте со встающим на мостик Панталоне. Интерес к персонажам народного театра сближает Бьянкони с его современником режиссером Джорджо Стрелером, в это же время поставившим своего легендарного Арлекина; серии Музыканты и Гротески заставляют вспомнить фильмы Федерико Феллини; а Цирк имеет параллели с одноименной проволочной серией Александра Колдера. Впрочем, Бьянкони не чурался и уличных типажей, что видно по его Битникам. В мемуарах он писал: «В детстве, когда я смотрел, как дедушка варит кофе в неаполитанской кофеварке, мне хотелось создать что-нибудь такое же прекрасное». Очевидно, что ему удалось даже превзойти дедушкину кофеварку. 

Материалы по теме
Просмотры: 2474
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru