The Art Newspaper Russia
Поиск

О важности слоников Фаберже

Императорское яйцо и его утерянный сюрприз встретились на конференции в Музее Фаберже

В Музее Фаберже в Петербурге прошла международная конференция «Камнерезное искусство». Несмотря на кажущуюся архаичность темы, доклады и дискуссии шли очень живо, доказывая, что точку в «фабержеведении» ставить рано. А в конце конференции случилось настоящее открытие.

Фирма Карла Фаберже славится не только пасхальными яйцами, но и резными из камня фигурками людей, животных и цветами. Так что интерес частного Музея Фаберже, основанного фондом Виктора Вексельберга «Связь времен», к этой теме объясним. «Мы выбрали именно камнерезное искусство в качестве темы для нашей, уже второй, международной конференции по многим причинам, — рассказал первый заместитель директора Музея Фаберже Михаил Овчинников. — В частности, потому, что искусство русских мастеров-камнерезов признано во всем мире, и потому, что тут есть прямая связь с современными художниками и коллекционерами».

Конференция вышла далеко за академические рамки, обозначив неожиданно живые, даже конфликтные точки: европейская и отечественная школы «фабержеведения», интерпретация истоков творчества мастеров Фаберже, «уральская» и «европейская», и оптимистический и пессимистический взгляды на современное состояние камнерезного искусства. На нее собрались искусствоведы, директора и кураторы музеев, историки и эксперты, мастера-ювелиры из России, США, Германии, Великобритании.

«Такие дискуссии, — сказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s, через руки которого прошли многие самые дорогие работы фирмы Фаберже, — единственная возможность соединить две школы изучения наследия великого ювелира, европейскую и русскую. Большую часть XX века существовала только европейская, до перестройки в России Фаберже никто не занимался. Потом появилась очень сильная российская школа, основанная на доскональном изучении архивов. А теперь российская школа еще и разделилась на два поколения, старшее и молодое».

Представитель европейской школы исследователь Александр фон Солодкофф знаком, кажется, со всеми самыми закрытыми коллекциями фигурок Фаберже, он показал собравшимся никогда не экспонировавшиеся фигурки моряка и крестьянки из зарубежных частных собраний. Признанный российский исследователь Валентин Скурлов рассказал об ассортименте камнерезной продукции Фаберже (лидирует нефрит — и слоники). Эксперт Российского аукционного дома Светлана Честных остановилась на истории самой дорогой на сегодня каменной фигурки Фаберже — камер-казака Пустынникова, которая была продана за $6,435 млн на аукционе Stair Galleries. На момент продажи фигурка распалась на части — и особенностям реставрации таких фигурок, а также особенностям экспертизы (100-летние остатки рыбьего клея, которым соединялись у Фаберже детали фигурок, подделать невозможно) был посвящен особый раздел конференции.

Молодые исследователи и музейщики из Екатеринбурга посвятили свои доклады камнерезным промыслам Западного Урала, влияние которых на изделия Фаберже они оценивают очень высоко. Андрей Гилодо, заведующий отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, рассказал о продукции камнерезных артелей советской России 1920–1930-х годов, в которых работали мастера дореволюционной выучки и нередко использовались старые запасы камня.

Острую полемику вызвала оценка современного этапа камнерезного искусства (на время конференции была устроена небольшая выставка современных работ); споры вызывало не мастерство — но кризис тематики.

Апофеозом конференции стала лекция Кэролайн де Гито, старшего куратора британской Королевской коллекции. Она, впервые на публике, рассказала о своем открытии. Всем известно яйцо «Бриллиантовая сетка», подаренное Александром III его супруге Марии Федоровне в 1892 году, ныне оно принадлежит семье Макферрин из Техаса и многократно выставлялось. Однако с 1920-х годов это яйцо бытует без сюрприза — а он был, заводной слоник-автоматон из слоновой кости, с крестами из бриллиантов по бокам и золотой башенкой на спине. Кэролайн де Гито, подробно описывая предметы Фаберже из британской Королевской коллекции, нашла именно такого — но как доказать, что он сделан Фаберже и для яйца «Бриллиантовая сетка»? Тема слона с крестами и коронами — это мотив древнего датского ордена Слона (императрица Мария Федоровна в девичестве — датская принцесса Дагмара). Оставалось найти на сюрпризе клеймо. После того как слоника завели и он пошел, покачивая головой (хвостик у бедняжки утрачен), обнаружилось, что верх башенки на его спине снимается, как крышечка, а под ней — клеймо великой фирмы. Таким образом, можно считать доказанным, что слоник из британской Королевской коллекции — это сюрприз из императорского яйца фирмы Фаберже, хранящегося в частной коллекции в США. Разделенные океаном, эти предметы впервые «встретились» на конференции в Петербурге.

Полная версия выступления Кэролайн де Гито:

Просмотры: 3503
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
6
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
7
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
8
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
9
Beat Film Festival покажет фильмы об искусстве
Показы пяти документальных картин пройдут в летнем кинотеатре музея «Гараж» с 1 по 10 июня. Среди них — нашумевшие ленты Аньес Варда и художника JR, Натаниеля Кана и других.
19 апреля 2018
10
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru