The Art Newspaper Russia
Поиск

Из Москвы в Рим. На дирижабле, самолетом, поездом и автомобилем

В итальянской столице открывается масштабная выставка советского искусства

В выставке на тему путешествий задействованы экспонаты не только из коллекции организатора — Института русского реалистического искусства, но и из крупнейших российских собраний, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея. Утопии русского авангарда и кинетические опыты шестидесятников останутся за скобками, в фокусе — соцреализм, «суровый стиль» и позднесоветское искусство. В начале следующего года выставка откроется в ИРРИ в Москве.

После того как авангардисты прорвали кольцо горизонта и вышли из круга вещей, следующее поколение художников уже не грезило о движении, соцреалисты были непосредственными свидетелями победы технического прогресса. Художники фиксировали, как благодаря индустриализации мир менялся на глазах. Машины вошли в жизнь обычного человека, хотя по-прежнему были окружены ореолом чуда. Эскалатор у Александра Лабаса возносил людские потоки куда-то ввысь, в поднебесье, не хуже дирижаблей. Маленький гордый самолет на картине Александра Дейнеки В воздухе покорял горный хребет. Летчик с картины Александра Самохвалова выглядит суперменом. И пусть идеализация машинерии в соцреализме была частью пропаганды, восхищение техникой все же было искренним. Суровые шестидесятники писали бескрайние пространства СССР, романтизируя геологов, нефтяников, строителей гидроэлектростанций и магистралей. Комсомольцы мчатся на велосипеде строить Братскую ГЭС на картине Виктора Попкова На работу на фоне бескрайнего горизонта Ангары. Георгий Нисский написал совершенно космический пейзаж в картине Над снегами, изображающей перелет первого Ту-104 рейсом Москва — Омск — Иркутск. Работы художников позднего СССР утратили звенящий оптимизм своих предшественников. Одни, выполняя госзаказ, «холодной кистью» создают официальные образы героев НТР, как Андрей Плотнов, написавший канонический портрет Юрия Гагарина в картине До свидания, земляне!. В работах других сквозит отчетливый скепсис по отношению к достижениям цивилизации. Светофор Александра Петрова, написанный в начале 1990-х, освещает неоновым светом серую массу советских граждан.

15.10 — 15.12
Палаццо делле Эспозициони
Материалы по теме
Просмотры: 6720
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
7
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
8
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
9
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
10
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru