The Art Newspaper Russia
Поиск

На процесс реконструкции доходного дома Стуловых можно посмотреть

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина продолжает традицию «Дня открытой стройки», начатую весной этого года в усадьбе Вяземских — Долгоруковых, где в будущем разместится Галерея искусства старых мастеров. На один день, 10 октября, всем желающим предоставляется возможность по предварительной регистрации, которая откроется 6 октября на сайте музея, посетить с экскурсией одно из реконструируемых зданий комплекса ГМИИ. В этот раз двери откроет бывший доходный дом Стуловых.

Фактически это последняя возможность увидеть здание до его официального открытия, запланированного на 2019 год: доходный дом Стуловых находится сейчас в процессе подготовительных работ, предшествующих масштабной реставрации и реконструкции. Их стоимость оценивается в 2,5 млрд руб. Шестиэтажное здание доходного дома, построенное в 1913 году архитекторами Валентином Дубовским и Николаем Архиповым по заказу братьев Петра и Николая Стуловых, планируется реконструировать в рамках создания единого музейного городка ГМИИ.

Посмотреть в доме Стуловых есть на что: в нем сохранились подлинные росписи авторства выдающегося монументально-декоративного и театрального художника Игнатия Нивинского. Незадолго до интерьеров дома Стуловых он работал над декором Музея изящных искусств имени Александра III при Императорском Московском университете (нынешний ГМИИ), а намного позже оформлял траурный зал мавзолея Ленина. Для росписей доходного дома Стуловых была создана декоративная программа, имитирующая стили разных эпох: первые три этажа были вдохновлены образами Античности, мотивом для четвертого и пятого этажей был выбран Ренессанс, а на последнем этаже с характерными сводчатыми потолками господствовала готика.

В бывшем доходном доме также обнаружены аутентичные элементы интерьера: витражи, лепной декор, мелкие бытовые детали — оконные шпингалеты, сантехника и другие свидетельства недолгой роскошной жизни постройки, которая была оборудована по последнему слову инженерии — системой отопления и горячего водоснабжения, пассажирским лифтом с электрическим приводом.

После революции здание, ставшее государственной собственностью, поначалу было переоборудовано под временный госпиталь. Позднее огромные квартиры доходного дома стали коммуналками и постепенно приспосабливались под нужды новых жильцов. В 1980-х годах первый этаж и подвал заняли книжные хранилища Фундаментальной библиотеки Академии наук СССР, а также Спецуправление № 177, Трест «Мослифтмонтаж» и БНМТ «Спутник». ГМИИ имени А.С. Пушкина получил дом только в 1988 году. На протяжении последних 20 лет в нем размещались администрация и сотрудники музея, а также блок хранения и реставрации.

После реконструкции дом Стуловых должен стать Домом текста. Туда переедет научная библиотека музея с читальными залами, его архивы, отдел редкой книги и книги художника. Как рассказала нашему изданию заместитель директора по развитию ГМИИ Анна Трапкова, «в основе концепции лежит максимальная открытость дома для посещения; он находится в центре Москвы, и было бы странно закрывать его от публики». Экспозиционные пространства, которые также появятся в здании, будут посвящены иллюстрации, графике и книгопечатанию, а в цокольном этаже будут работать типография и переплетная мастерская.

По словам Анны Трапковой, приспособление здания под новые нужды будет осуществляться без вмешательства в первоначальную планировку дома, демонтированы будут только перегородки, относящиеся к советскому времени, а отсутствующие архитектурные и декоративные детали восстановят по эскизам. После укрепления фундамента и стен здания, усиления перекрытий и ремонта кровли дом собираются заглубить еще на два этажа, однако связывать его с другими музейными зданиями с помощью подземных переходов не планируется.

Проект реставрации дома Стуловых был разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими, архитектор проекта приспособления — Николай Лызлов, чья архитектурная мастерская сопровождает и реконструкцию усадьбы Вяземских — Долгоруковых. Генеральный подрядчик у зданий также общий — это компания «Балтстрой», ранее реставрировавшая императорскую Собственную половину в Большом Кремлевском дворце и Грановитую палату в Москве, а также Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге.

Материалы по теме
Просмотры: 2738
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
4
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
9
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
10
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru