18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На процесс реконструкции доходного дома Стуловых можно посмотреть

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина продолжает традицию «Дня открытой стройки», начатую весной этого года в усадьбе Вяземских — Долгоруковых, где в будущем разместится Галерея искусства старых мастеров. На один день, 10 октября, всем желающим предоставляется возможность по предварительной регистрации, которая откроется 6 октября на сайте музея, посетить с экскурсией одно из реконструируемых зданий комплекса ГМИИ. В этот раз двери откроет бывший доходный дом Стуловых.

Фактически это последняя возможность увидеть здание до его официального открытия, запланированного на 2019 год: доходный дом Стуловых находится сейчас в процессе подготовительных работ, предшествующих масштабной реставрации и реконструкции. Их стоимость оценивается в 2,5 млрд руб. Шестиэтажное здание доходного дома, построенное в 1913 году архитекторами Валентином Дубовским и Николаем Архиповым по заказу братьев Петра и Николая Стуловых, планируется реконструировать в рамках создания единого музейного городка ГМИИ.

Посмотреть в доме Стуловых есть на что: в нем сохранились подлинные росписи авторства выдающегося монументально-декоративного и театрального художника Игнатия Нивинского. Незадолго до интерьеров дома Стуловых он работал над декором Музея изящных искусств имени Александра III при Императорском Московском университете (нынешний ГМИИ), а намного позже оформлял траурный зал мавзолея Ленина. Для росписей доходного дома Стуловых была создана декоративная программа, имитирующая стили разных эпох: первые три этажа были вдохновлены образами Античности, мотивом для четвертого и пятого этажей был выбран Ренессанс, а на последнем этаже с характерными сводчатыми потолками господствовала готика.

В бывшем доходном доме также обнаружены аутентичные элементы интерьера: витражи, лепной декор, мелкие бытовые детали — оконные шпингалеты, сантехника и другие свидетельства недолгой роскошной жизни постройки, которая была оборудована по последнему слову инженерии — системой отопления и горячего водоснабжения, пассажирским лифтом с электрическим приводом.

После революции здание, ставшее государственной собственностью, поначалу было переоборудовано под временный госпиталь. Позднее огромные квартиры доходного дома стали коммуналками и постепенно приспосабливались под нужды новых жильцов. В 1980-х годах первый этаж и подвал заняли книжные хранилища Фундаментальной библиотеки Академии наук СССР, а также Спецуправление № 177, Трест «Мослифтмонтаж» и БНМТ «Спутник». ГМИИ имени А.С. Пушкина получил дом только в 1988 году. На протяжении последних 20 лет в нем размещались администрация и сотрудники музея, а также блок хранения и реставрации.

После реконструкции дом Стуловых должен стать Домом текста. Туда переедет научная библиотека музея с читальными залами, его архивы, отдел редкой книги и книги художника. Как рассказала нашему изданию заместитель директора по развитию ГМИИ Анна Трапкова, «в основе концепции лежит максимальная открытость дома для посещения; он находится в центре Москвы, и было бы странно закрывать его от публики». Экспозиционные пространства, которые также появятся в здании, будут посвящены иллюстрации, графике и книгопечатанию, а в цокольном этаже будут работать типография и переплетная мастерская.

По словам Анны Трапковой, приспособление здания под новые нужды будет осуществляться без вмешательства в первоначальную планировку дома, демонтированы будут только перегородки, относящиеся к советскому времени, а отсутствующие архитектурные и декоративные детали восстановят по эскизам. После укрепления фундамента и стен здания, усиления перекрытий и ремонта кровли дом собираются заглубить еще на два этажа, однако связывать его с другими музейными зданиями с помощью подземных переходов не планируется.

Проект реставрации дома Стуловых был разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими, архитектор проекта приспособления — Николай Лызлов, чья архитектурная мастерская сопровождает и реконструкцию усадьбы Вяземских — Долгоруковых. Генеральный подрядчик у зданий также общий — это компания «Балтстрой», ранее реставрировавшая императорскую Собственную половину в Большом Кремлевском дворце и Грановитую палату в Москве, а также Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+